Новости
Развитие речевого общения у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством технологии «В Круге»
17
мая
2022
Воспитатель Ю.В. Крымова
Реализуя программу по социально-коммуникативному развитию дошкольников с ОНР «Круг общения», особое внимание уделяю освоению диалогических методов общения и взаимодействия с детьми. Для этого разработана технология «В Круге», в основе которой «Круглая методика», созданная Ю.О. Чемеринской для подростков. Актуальность данной технологии определяется значимостью процесса социальной коммуникации для детей дошкольного возраста с проблемами в речевом общении. Общение и совместная деятельность – важнейшие составляющие жизни ребенка, неотъемлемая часть процесса его социализации.
Значимость данной технологии определяется соответствием возрастным потребностям и возможностям детей дошкольного возраста, проблеме преодоления речевых нарушений, сама технология отличается коррекционно-развивающей направленностью, системностью и структурированностью.
Методологические основания реализации технологии (принципы):
- принцип «общечеловеческой значимости» процесса социальной реабилитации и ориентации на зону ближайшего развития ребенка;
- принцип единства психолого-педагогических и психотерапевтических воздействий при включении детей в групповое общение;
- принцип эмпатии – создание доверительной обстановки, внимание со стороны взрослого к любым коммуникативным проявлениям детей, их принятие (авансированное доверие, по А.С. Макаренко);
- принцип успешности – формирование эмоционально-положительного отношения к совместному диалогу, создание условий для коммуникативного успеха (в том числе авансированного, по В.А. Сухомлинскому);
- принцип подготовки «психологической почвы», мотивации общения через поддержание саногенных психических состояний;
- принцип динамической диагностики;
- принцип создания культурно-речевой среды в группе.
Особенность технологии «В Круге», реализуемой в беседах воспитателя с детьми группы, – это сочетание психологического комфорта и свободы речевого самовыражения, что дает детям возможность закреплять полученные с логопедом навыки и совершенствовать свою речь. Снятие барьера страха у детей перед негативной оценкой на высказывания помогает не только личностному развитию каждого участника группы, но и сплочению детского коллектива (группы).
Цель технологии: создание комфортной, доверительной и безопасной атмосферы для обмена мнениями в детском коллективе и формирование навыков полноценного и конструктивного речевого общения детей со сверстниками и взрослыми
Задачи:
- Создать у каждого ребенка с речевыми затруднениями положительную мотивацию к высказыванию своего мнения в круге.
- Научить детей понимать и выполнять правила «Круга».
- Закреплять умение инициативного и полноценного общения со сверстниками, умение участвовать в беседах, соблюдая правила.
- Совершенствовать навыки связной речи с использованием грамматических форм языка.
- Расширять детский кругозор посредством социальной тематики бесед
Основным методом (и формой) реализации технологии является организованная педагогом тематическая беседа, впоследствии это позволяет стимулировать организацию спонтанного общения детей друг с другом и с взрослыми.
Технология «В Круге» реализуется в соответствии с определенными условиями:
а) выбор темы для беседы (плановые и внеплановые, обусловленные ситуацией группового общения в данный момент);
б) выбор времени;
в) размещение для беседы в кругу (все участники сидят на стульях или на ковре, если предстоят игровые психологические упражнения, стоят кругом; педагог занимает с детьми равноправное место на уровне ребенка);
г) условия речевого общения: доверительные отношения, состояние эмоционального комфорта, наличие устойчивой положительной мотивации к общению и взаимодействию.
Во время проведения беседы обеспечиваю условия речевого общения: комфортное эмоционально-положительное состояние и формирование устойчивой положительной мотивации к общению и взаимодействию.
Беседа с дошкольниками требует особого внимания к подбору вопросов. Вопрос – это основной методический прием ведения беседы в круге. Чтобы вопросы выполняли своё назначение, они должны удовлетворять определённым требованиям: 1) значимость и доступность; 2) точность и конкретность и вопроса; 3) краткость формулировки; 4) целенаправленность и последовательность в постановке вопросов.
Беседа ведется по правилам, которые сводятся к следующему:
- все рассказы в кругу интересны и одинаково важны;
- во время беседы мы говорим только о том, о чем договорились;
- каждый рассказывает по очереди, другие не перебивают, а дослушивают до конца;
- мы высказываем свое мнение, слушаем друзей, не спорим и никого не обижаем.
Был разработан особый режим введения правил общения в Круге: каждое правило вводилось по одному и отрабатывалось в течение недели постепенно, в дальнейшем педагог контролирует процесс перехода от знания правил в самостоятельное коммуникативное действие. Этому способствовал комплекс приемов, стимулирующих детей к соблюдению детьми правил. К ним относятся:
- звон колокольчика, собирающий детей в круг;
- передача предмета, обозначающего право следующего ребенка начать говорить (камешек, мячик, палочка, каштан, любая фишка и пр.);
- требования к общению в кругу – сохранение визуального контакта говорящего с партнерами по общению; и вступление в свободное общение на основе речевого образца – фразы «А я думаю, что …», «Я хочу сказать», «Можно мне сказать?», «А у меня такое мнение» и пр. [5].
В качестве приемов мотивации к общению детей со слабыми речевыми навыками предлагались невербальные средства: «Покажи глазами, кто говорит», «Подари улыбку всем детям», «Найди того, кто говорил первым», «Встреться глазами с тем, кто сейчас говорит», «Кивни, чтобы подтвердить: ты его слышишь». Детей с односложными ответами мы поощряли словом и улыбкой, выражали уверенность в том, что каждый из них скоро научится с логопедом хорошо говорить и порадует нас и себя.
Обязательно использую поощрение хорошей, правильной речи детей с указанием, что достойно положительной оценки в его речи (длина фразы, красивые, выразительные слова, четкость произношения, соблюдение правил и т.п.). Важно систематически контролировать речь детей в процессе беседы, вовремя и ненавязчиво исправлять ошибки.
Эффективность использования технологии «В Круге» выявляем посредством диагностической методики, разработанной А.Ю. Кругликовой и И.В. Янченко. Данные по уровням речевого общения у детей на начало работы и к ее завершению сравниваются, что позволяет выявить как количественные, так и качественные результаты.
В результате использования данной технологии предполагаются следующие достижения:
- повышение у детей уровня речевого общения и мотивации к общению не только в круге, но и в спонтанном общении;
- снижение уровня тревожности и других поведенческих проявлений, связанных с проблемами речевого общения (пассивность, изолированность, агрессивность, демонстративность, неуверенность и пр.);
- становление коммуникативно-речевых навыков в соответствии с требованиями программы и развитие навыков речевого взаимодействия;
- повышение социального статуса детей в группе;
- минимизация коммуникативных трудностей у старших дошкольников в общении с детьми и взрослыми.
Технология «В Круге» оказывает на детей с речевыми нарушениями психолого-педагогическое воздействие, способствует формированию образа «Я» дошкольников, гармонизации их личностного развития, а также помогает воспитывать социальные чувства, способность к взаимодействию, поощрять готовность к сотрудничеству, сотворчеству, сопереживанию и соучастию в детском коллективе.