Новости

Родители – организаторы семейного чтения

17

мая

2022

Воспитатель Ю.В. Крымова

Отчего дети не читают? Родители, педагоги мечтают о том, чтобы дети увлеченно читали, поэтому заставляют их читать. Но заставить читать насильно, из-под палки, в нагрузку, невозможно. Дети демонстрируют отказ и выбор в пользу гаджетов. Почему так происходит?

Дети живут в новых информационно-технических условиях.

Дети не видят своих родителей с книгой.

В детском саду воспитатели обычно читают детям, но родители иногда не знают, что именно, и не закрепляют это дома.

Поэтому существующая проблема – это проблема семьи, в которой не читают. И все самые важные изменения в направлении воспитания настоящего Читателя начинаются тогда, когда в семье появляется культ чтения. Точнее сказать, когда дети, родившись и развиваясь, застают в семье атмосферу любви к книге, к чтению.

Воспитание потребности в чтении, читательской культуры начинается в рамках семейного чтения уже с ранних лет, когда ребенок, скорее слушатель, чем полноправный читатель. И важно, чтобы ребенок действительно стал благодарным слушателем. Любовь к книге, способность понимать художественные тексты в дальнейшем проецируются на тексты учебные, а позднее научные. Фактором психологической поддержки ребенка-читателя становится совместное детей и взрослых чтение, обсуждение прочитанных книг, общие размышления о героях, их судьбах. Вопрос: от кого зависит, чтобы дети полюбили читать? Конечно, от родителей, умеющих организовать семейное чтение.

В современных реалиях семейное чтение по своему содержанию может быть разным: познавательным, развивающим, учебным, религиозным, духовным. Каким образом выстраивать семейное чтение и семейное общение вокруг книги, нам подсказали хорошо исследованные в науке психологические аспекты чтения-слушания и семейного чтения (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М.Е. Елисеева, О.В. Чиндилова и др.). Авторские труды посвящены изучению роли чтения книг как одного из способов приобщения ребенка к культуре, о механизмах восприятия и понимания художественного текста, о посреднической роли взрослого в чтении, об особенностях доступных дошкольнику форм читательской деятельности. Чтение-слушание дошкольников – это один из видов речевой деятельности, когда текст воспринимается на слух, и при этом обеспечивается включение эмоций, воображения и реакция на содержание прочитанного.

Семейное чтение с ребенком-дошкольником предстает как вид устной коммуникации (чтение вслух), которое совершается в условиях семейного контакта и выступает как интерактивное действие. По сути, семейное чтение – есть форма семейного (детско-родительского) взаимодействия, устанавливающая коммуникативные связи разных типов:

  1. слушателя с произведением (с его автором);
  2. читающего и слушателя;
  3. между всеми слушателями.

Чтение вслух характеризуется особой личностной направленностью, эмоциональностью, вызывает чувство близости, духовного родства, искреннего доверия. В этом глубоко психологичный момент процесса чтения и восприятия прочитанного. Семейное чтение создает условия для тесного контакта, стимулирует совместные переживания и тем самым становится фактором духовного и эмоционального развития ребенка.

Мы разработали алгоритм работы с семьей по организации семейного чтения, а также определили психолого-педагогические условия для приобщения детей к процессу семейного чтения-слушания. Работа с книгой, произведением начинается и осуществляется педагогами в детском саду и подкрепляется в семье родителями. Включение их в процесс чтения дает более глубокое «проживание» детьми сказки, помогает в извлечении жизненных уроков (быть частью социума, уметь чувствовать и понимать чувства других людей, разрешать конфликты, преодолевать трудности и т.п.). Работа родителей в этом направлении предполагает повторное чтение-слушание, семейное обсуждение сюжета сказки, особенностей и поступков сказочных персонажей, совместную с ребенком театрализованную и изобразительную деятельность. Совместная работа в едином коллективе дети – педагоги – родители позволяет находиться в едином деятельностном и смысловом поле, что создает комфортное пространство для проявления у детей позитивных психических состояний.

К психолого-педагогическим условиям приобщения детей к процессу семейного чтения-слушания мы отнесли:

  1. понимание закономерностей чтения-слушания с опорой на механизм содействия;
  2. выбор оптимального места и времени для чтения и сосредоточение на процессе в отсутствие любых помех;
  3. обязательная эмоциональность и выразительность чтения текста;
  4. обсуждение текста с учетом возрастной доступности;
  5. действенное проживание сюжета через продуктивные виды деятельности;
  6. поддержка детских усилий и вызывание при этом позитивных состояний.

Родители, которые являются по-настоящему активными творческими читателями, успешно поддерживают своего ребенка, побуждают его к чтению книг, к их осмыслению. Из педагогической литературы они черпают образец умного родительства, пример того, как важна роль родителей в приобщении детей к чтению. Подводя итоги, хочется отметить, что для родителей наших воспитанников совместная с детьми работа с книгой, сказкой – это и привлекательная форма семейного досуга.