Новости

Театрализованная деятельность в развитии речевого общения

17

мая

2022

Воспитатель Ю.В. Крымова

Значимость влияния театрализованной деятельности обеспечивается тесной ее связью с игрой – ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте (Л.С. Выготский, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин и др.). Как утверждал Л.С. Выготский). Всё, что переживает и чувствует ребенок на сцене в постановочных театральных представлениях, откладывается ярким пятном в его памяти, оставляет положительный след в мире его переживаний.

По мнению педагогов, изучающих театрализованную деятельность дошкольников (Л.В. Артемова, А.И. Буренина, Н.А. Ветлугина, Т.Н. Доронова, М.Д. Маханева, Н.Ф. Сорокина и др.), данный вид детской деятельности позволяет решать многие педагогические задачи, в особенности речевого, интеллектуального и художественно-эстетического развития детей. Специфические особенности театрализованной деятельности дошкольников включают:

  • обязательность выступления актеров перед зрителями;
  • установление между ними эмоционального контакта;
  • синтетичность, многофункциональность (ребенок может попробовать себя в разных ролях: актера, музыканта, зрителя);
  • направленность на творческий результат – творческий продукт в виде игры или театральной постановки для малышей, родителей, своих друзей.

Содержание театрализованной деятельности дошкольников состоит из подготовки и выступления, оба компонента включают в себя художественные виды деятельности: литературную, сценическую, изобразительную, музыкальную, зрительскую. Они выступают относительно самостоятельно при подготовке представления и вливаются в сценическую деятельность во время самого выступления. Благодаря театрализованной деятельности заметно улучшаются различные стороны речи. Звукопроизношение становится чётче, дети лучше его контролируют и корректируют. Расширяется и активизируется лексико-грамматическая сторона, а диалогическая и монологическая речь выходят на новый уровень.

Для дошкольников с ОНР театрализованная деятельность оказывается неисчерпаемым источником вызывания, закрепления и развития позитивных психических состояний, благодаря чему она выполняет психотерапевтическую функцию по их гармонизации. Зрелищное мероприятие захватывает чувства маленького ребёнка за счёт красок, яркости, постоянной динамичности, смены обстановки. Работает также эффект непредсказуемости и неожиданности, что доставляет детям много радости и удовольствия.

Опыт организации театрализованных постановок, игр-драматизаций в работе с дошкольниками, показывает, что художественно-речевая деятельность на основе текста, например, сказочного, акцентирует внимание на работе со сказками, создании сказочной игровой среды, воссоздающей сюжет сказки. Работа со сказкой осуществляется как чувственно-игровое проживание сюжета, проникновение в смысл поступков сказочных героев и формирование готовности идентифицироваться с ними.

Задачи данной работы состоят в том, чтобы

  1. создать сказочно-игровое пространство для погружения в сказку;
  2. способствовать постижению смысла сказки и поступков сказочных героев посредством игровых, художественных, театрализованных, музыкальных средств;
  3. развивать эмоциональную сферу дошкольника;
  4. формировать положительную самооценку, уверенность ребенка в себе, умение анализировать поступки героев;
  5. стимулировать развитие связной речи.

Метод театрализации чрезвычайно обогащает инструментарий коррекционно-образовательной работы с дошкольниками, имеющими нарушения речи, и способствует развитию полноценного речевого общения.