Новости

В ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ «КАК ВОСПИТЫВАТЬ МУЗЫКАЛЬНУЮ КУЛЬТУРУ»

29

июня

2022

Ли  М.А. и Задеба А.А.

музыкальные  руководители   

Выдающийся отечественный педагог В.А. Сухомлинский писал о том, что духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, творчества. Искусство – это средство приобщения ребёнка к общечеловеческим, культурным ценностям через собственный мир, личное эмоциональное восприятие во взаимодействии с взрослыми: родителями, педагогами.

Воспитание культуры у детей возможно только тогда, когда родители сами демонстрируют культуру поведения, отношения к искусству, привержены семейным и национальным традициям, общечеловеческим ценностям. Атмосфера любви к музыке, её понимания в семье обогащает детей впечатлениями, пробуждает чувства, формирует личностные качества. Только на этой основе дети с интересом овладевают умениями и навыками музыкально-творческой деятельности, готовы проявлять себя в выразительном слове и движении, в работе творческого воображения, в социальном взаимодействии с другими детьми и взрослыми.

Если задуматься, что же доставляет детям истинную радость на праздничных мероприятиях? Для кого они стараются показать свои достижения? Ответ один. Конечно, для родителей! И в этом смысле организация праздничных совместных детско-родительских выступлений доставляет всем двойную радость и удовольствие. Среди различных форм выступлений мы используем пение песен и романсов, выразительное чтение стихотворений под музыку, игру на музыкальных инструментах. С огромным интересом воспринимает аудитория детско-родительские номера «оригинального жанра» (фокусы, жонглирование, акробатические этюды и клоунада). Формы совместных выступлений позволяют детям показать свои умения, выразить себя, ощущая поддержку родных и близких.

Праздник – это самая привлекательная форма решения воспитательно-образовательных задач и приобщения к музыкальной культуре при взаимодействии детей, родителей и педагогов. Чтобы выступления были яркими и запоминающимися, мы осуществляем поэтапную подготовку. Начинаем с таких видов музыкальной деятельности, как индивидуальные, парные (например, «мама и ребёнок», «папа и дочь»), групповые (все дети и все родители) игровые упражнения. Первоначально для этой цели используются совместные «Пляски-приглашения», «Коммуникативные танцы-игры». В качестве примера можно привести композиции «Кошки-мышки», «Танцевальное ассорти» из программы «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной [1]. Это простые танцы с повторяющимися движениями, которые не требуют длительного разучивания с родителями. Достаточно подготовить детей, а взрослые смогут выполнить движения по показу.

Дети очень любят, когда родители их берут на руки, кружат, качают, приподнимают. Игровое взаимодействие под музыку в паре способствует созданию психологического комфорта, чувства уверенности в себе и т.д. В таких танцах и играх дети вступают в тесный телесный контакт, который даёт особые ощущения и эмоции. А родители привыкают быть не только зрителями, но и активными участниками процесса. Аудитория заряжается положительной энергией, желанием сделать что-то подобное, родители проникаются атмосферой добра и радости и постепенно начинают предлагать свои идеи.

Детский сад посещают дети разных национальностей, и каждая семья вносит свой вклад в патриотическое воспитание всех детей, демонстрируя культуру своего народа. Приятно видеть, как дети и их родители с большим удовольствием демонстрируют свои культурные национальные традиции, выступают с народными танцами, поют свои национальные песни. Родители поют в фольклорной группе, исполняют частушки, попевки, водят с детьми хороводы, рассказывают пословицы и поговорки, загадывают загадки. Важно чтобы культурное взаимодействие отражало и семейные традиции, и то, чему научились дети в детском саду.

Выбор совместных выступлений определяется темой праздника («Песенные посиделки», «Святки», «Масленица», «Капустница», «День рождения, «Взрослые и дети», «Новогодняя сказка», «Мамин праздник», «Скоро в школу» и пр.). Учитываем идеи и предложения самих родителей, их музыкальные пристрастия, помогаем им в выборе музыкального материала, костюмов, атрибутов и т.д. Проводим для родителей беседы, консультации, рекомендуем литературу.

Как хорошо, когда сами родители проявляют инициативу, активно предлагают собственные номера, репетируют с желанием и удовольствием. Взаимодействие родителей и детей на репетиции психологически комфортно, эмоционально. Яркое, творческое совместное выступление родителей и детей (а иногда и всей семьи) дарит зрителям положительные эмоции, богатство чувств, радость, желание подготовить собственное выступление. Многие их них помнятся очень долго.

Активное взаимодействие родителей и детей в праздничных выступлениях воспитывает музыкальную культуру, сохраняет гармоничные, доверительные детско-родительские отношения, укрепляет национальные, семейные традиции.