Новости

Педагог-психолог для групп раннего и младшего дошкольного возраста. Вспомним о кукле

30

апреля

2020

Первая кукла – первый ребенок,

последняя кукла – первый внучонок.

  

            Кукла — уникальная и фантастическая игрушка! Она была придумана незря. Это игрушка на все времена. К сожалению, в XXI веке многие забывают об этом. Хочется надеятся, что все дети (и даже мальчики) смогут поиграть с ней в раннем возрасте. Ведь кукла поможет с легкостью научить ребенка самым разным полезным навыкам.

           

Только речь идет об обычной кукле, а не о куклах типа Барби и всех ее последовательницах, с ними сложно играть маленьким детям, их обычно дети просто наряжают и украшают, причем в более старшем возрасте. Но кукла открывает перед мамой и малышом много замечательных возможностей. Пригласить ребенка в игру от имени куклы, потанцевать и спеть песенку вместе, похвалить работу малыша — все эти приемы помогут родителям увлекательно и с пользой провести время общения с ребенком раннего и младшего дошкольного возраста.

            

Вы любите играть с малышом в куклы? Может, Вы предпочитаете, чтобы дети сами играли с куклой? Напрасно. Многие современные дети предпочитают смартфоны, телефоны, такие игрушки, как машинки, паровозики, строительные конструкторы. Любимы детьми и мягкие игрушки. Но такие игры не всегда «ролевые», «социальные». Они тоже полезны и важны для развития. Но куклы обладают уникальным набором «развивающих опций».

 

Развитие мышления, мелкой моторики и навыков самообслуживания

            

Драматизация при помощи куклы. В возрасте от 2 до 3 лет дети обычно начинают разыгрывать мини-сценки с куклами и взаимодействовать с ними. Они могут проделывать целые связки последовательных действий с куклой, например: накормить куклу, искупать ее, и затем уложить в кроватку. Такие подражательные игры – очень важная часть когнитивного (умственного) развития.

           

Снимаем одежду с куклы и надеваем ее. Хотя некоторые части одежды дети снимают довольно легко, в целом, умение обращаться с одеждой — довольно сложный навык, и потренироваться на кукле очень полезно! Дети с большим удовольствием сначала раздевают и одевают кукол, а потом пробуют раздеваться и сами. На кукле можно отрепетировать такие действия, как снимание и надевание шапочки, носков, футболок, юбок и штанов, расстегивание молний и крупных пуговиц. На ножки крупных кукол можно натягивать и башмачки.

           

В игре с куклой ребенок учится действовать обеими руками одновременно, удерживая куклу во время «кормления» или в процессе одевания игрушечного друга.

           

В ролевых играх с куклой незаметно и мягко развиваются и навыки самостоятельной еды. Игры с куклой дают возможность детям попрактиковаться в удерживании и использовании ложек, бутылочек, чашек, вилок, мисок и т.д.

            

Купание. Многие детки обожают купать кукол в ванне. Это можно делать с воображаемой водой, в пустой ванночке, если игры с настоящей водой проводить неудобно. Это хороший способ научиться сценариям действий: сначала наполняем водой ванну, затем берем шампунь, затем намыливаем голову и т.д.

           

Кукол можно использовать для того, чтобы помочь детям преодолеть страх купания и умывания. Хорошо привлекать детей к организации как игрушечной ванны, так и обычной (взрослой) для куклы. При этом дети получают контролируемый и понятный для них сенсорный опыт с водой, шампунем. Во время игры разговаривайте о необходимых для купания принадлежностях, обсуждайте шаги, которые нужно пройти во время купания. Затем уже сами дети смогут пересказать шаги кукле и «успокоить» ее во время купания.   

           

Уход и гигиена. Куклы дают прекрасные возможности для закрепления в жизни ребенка навыков ухода за собой и личной гигиены, таких как мытье головы, чистка зубов и мытье рук.

            

Приучение к горшку. Конечно, приучение к горшку скорее связано с пониманием ребенка собственного состояния и это длительный и непростой процесс. Тем не менее, ситуации из разряда «пора на горшок» могут быть разыграны и на кукле: «Ой, ой, кажется куколке пора на горшок!»

            

Речевые навыки. Кукла позволит вам с головой погрузиться в мир ролевой игры, ведь для этого она и предназначена! Кукла помогает детям совершенствовать свою речь и умение общаться. Вот какие группы понятий можно изучить вместе с куклой.

            

Диалоговая речь и вопросы. Чтобы стимулировать речевое развитие ребенка, развивайте игровые ситуации с куклой: «А где кукла Маша?», «А где у Маши глазки?», «А что Маша хочет покушать?»

            

Части тела. Куклы прекрасно подходят для изучения частей тела: глазок, носа, рта, ушек, локотков. Да, части тела можно изучить и без использования кукол. Но при помощи куклы легче донести ребенку, что нос это не только то, что находится на его лице, нос есть у птицы, корабля, самолета. Так обобщаются понятия.

            

Название деталей одежды. Очень полезно наряжать куклу и называть детали ее одежды: платье, футболки, брючки, носки, пижама. Это способствует и развитию мелкой моторики!

           

Игры с куклами облегчают изучение основных понятий: предлогов и отношений предметов в пространстве (кукла в кроватке, кукла под одеялом), цветов, размеров и тому подобное.

            

Осознание действий, чувств и стремлений. Игры с куклами помогают понять и осознать целую палитру действий, чувств и ощущений: спать, есть, сидеть, засыпать, чувствовать себя голодным, смеяться, плакать, и так далее. «Куколка голодная? Надо ее накормить!» «Кукла устала, пора уложить ее спать».

           

Эмоциональное и социальное развитие

           

Для детей игра — это способ понять мир. Укачивая куклу, кормя ее, закутывая, дети учатся быть любящими по отношению к другим. Они могут моделировать то, как о них заботились взрослые, или воспроизводить те способы заботы, которые они наблюдают в своем окружении. Так же как дети копируют вас, родителей, в разговорах по телефону, занятиях на кухне, они воспроизводят и социальные сценарии в игре с куклами. Это детский способ познавать мир и создать свой мир при помощи обыденных событий.

           

В игре дети могут играть противоположную роль, и это позволяет им увидеть вещи с другой точки зрения. Зачастую дети с огромным удовольствием принимают роль взрослого для того, чтобы ощутить власть и контроль над ситуацией. По вполне обоснованным причинам, у детей не так-то много возможностей контролировать мир вокруг. Так что игра с куклой — это возможность ребенку почувствовать силу, ответственность, чувство контроля над ситуацией в «безопасном режиме».

            

Куклы помогут подготовить малыша к появлению младшего братишки или сестренки. В играх с куклой родители могут показать старшему ребенку, как взаимодействовать и заботиться о младенце, и помочь старшему войти во вкус. Когда мама с новорожденным прибудут в дом, и родителей захлестнут хлопоты о младенце, старший брат или сестра смогут заботиться о своем «ребенке». У ребенка будет свое поле деятельности, которое связано с деятельностью родителей. И в какой-то степени, это может облегчить старшему ребенку осознание своей новой роли.

           

В этот сложный период, когда всем сложно, кукла с Вашей помощью может стать настоящим другом, с кем будет интересно, приятно и увлекательно.