Новости

Советы логопеда

11

декабря

2018

Всё чаще встречаются дети с такими дефектами в произношении звуков речи, которые требуют специальной логопедической помощи.

 

Помните, что в большинстве случаев все трудности в овладении правильной речью могут быть устранены уже в дошкольном возрасте.

 

Но, к сожалению, многие мамы и папы не придают серьёзного значения плохой речи своих детей и, тем самым, упускают драгоценное время, тщетно надеясь, что с возрастом само пройдёт.

 

О том, что надежда «само пройдёт» далеко не всегда оправдывается, свидетельствуют многочисленные дефекты речи у взрослых людей.

 

Позаботьтесь своевременно о речи своих детей, так как в дальнейшем это будет очень их беспокоить!

 

А главное,  эти дефекты создадут трудности в достижении многих жизненных целей: в выборе профессии, в развитии карьеры, в личной жизни и прочее, и прочее. Причём, нередко это воспринимается людьми, особенно подростками, как самое настоящее несчастье. Многие из них обращаются к специалисту, сетуя на родителей за то, что те вовремя не предприняли необходимых мер. А как много усилий и времени приходится тратить взрослому человеку, чтобы исправить то, что ребёнку даётся легко.

 

Если ребёнок неправильно произносит звуки речи, то это неизбежно отразится и в его письменной речи.

 

Особое внимание хочу обратить на то, что, если ребёнок неправильно произносит звуки речи, то это неизбежно отразится и в письменной речи. У него будет много ошибок! Поэтому все нарушения звукопроизношения необходимо исправить до начала обучения грамоте! Иначе возникнут нарушения письма и чтения: дисграфия и дислексия. А это очень непросто исправить!

 

Необходимым условием того, чтобы ребёнок овладел правильным произношением является правильная речь окружающих взрослых.

 

Правильная, отчётливая, неторопливая речь окружающих ребёнка взрослых людей -- тот образец для подражания, которому ребёнок следует в нелёгком процессе овладения правильным звукопроизношением. С этой точки зрения вредно длительное пребывание ребёнка среди неверно говорящих сверстников. И уж совсем недопустимо «сюсюкание» взрослых с ребёнком! Здесь ребёнок лишается не только эталона для подражания, но (что очень важно!) стимула для улучшения своей речи: ведь взрослым нравится его речь, и они даже сами ей подражают.

 

Вот сроки появления в речи ребёнка звуков:

 

Чтобы Вам было удобнее следить за своевременностью появления в речи ребёнка различных звуков, я приведу примерные сроки окончательного усвоения детьми звуков речи:

  •  1-2 года - усваиваются такие звуки: А, О, Э, П, Б, М
  •  2-3 года - звуки: И, Ы, У, Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й
  •  3-5 лет - звуки: С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ
  •  5-6 лет - последними (!) усваиваются звуки: Л, Р

 

Если к 5 годам малыш всё ещё не умеет правильно говорить, то необходимо обратиться к логопеду!

 

Вы видите, что при нормальном ходе речевого развития не позднее, чем к 5 годам ребёнок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Если же этого не происходит, то так называемое «возрастное косноязычие» уже перестаёт быть возрастным. Такая задержка свидетельствует о наличии каких-то особых причин, мешающих ребёнку своевременно овладеть правильным произношением. Здесь уже приходится говорить о нарушениях или дефектах звукопроизношения, требующих специальной логопедической помощи.

 

Уже у трёхлетнего малыша могут быть такие недостатки произношения, которые могут исправиться только с помощью логопеда!

 

Необходимо знать, что даже в раннем возрасте (до 3-5 лет) у детей могут быть такие особенности в произношении, которые не пройдут с возрастом, и поэтому в таких случаях нужно как можно раньше обратиться к специалисту.

 

Сюда относится, например, «хлюпающее» произношение некоторых звуков. В других случаях может наблюдаться так называемое «межзубное» произношение звуков (чаще свистящих и шипящих) и многое другое.

 

Вот причины появления нарушений речи:

 1) трудности в различении звуков на слух (при нормальном слухе!);

 2) дефекты в строении речевых органов –  губ, зубов, языка, мягкого или твёрдого нёба;

 3) недостаточная подвижность губ и языка;

 

А о том насколько важен точный образец  для подражания, мы уже говорили.

 

Короткая "уздечка" и неправильный прикус – частая причина дефектов звукопроизношения.

 

Среди дефектов строения речевых (артикуляционных) органов наиболее часто встречаются:

 

1)во-первых! Короткая подъязычная связка (уздечка). Язык при этом лишён необходимой подвижности, а главное, не может свободно подниматься вверх. Больше всего при этом страдают звуки: Р, Л, Ш, Ж.

 

2)неправильное строение челюстей и зубов (неправильный прикус)

 

Во всех этих случаях (часто встречающихся!) нельзя ждать, пока "само пройдёт" – здесь требуется врачебно-логопедическая помощь!

 

Очень важно для ребёнка различать звуки речи на слух (например, не путать: С-Ш, Р-Л, Ч-ТЬ и так далее). Это –фонематический слух, который является основой безошибочной письменной речи.

 

Несколько простых рекомендаций помогут вам улучшить речь малыша:

 

Немного поговорим о том, что очень полезно для малыша. Несколько простых рекомендаций помогут вам улучшить его речь. Эти упражнения достаточно делать 5-10 минут в день, но ежедневно. К тому же, улучшится подвижность речевых органов и растянется "уздечка":

 

1) Облизывай верхнюю губку!

 2) Щёлкай язычком! – как лошадка цокает копытцами.

 3) Открой ротик пошире и дотянись язычком до верхних зубок!

 

Очень полезны игры, где используются мелкие движения пальчиков:

 

Очень полезны игры, где используются мелкие движения пальчиков. Зона мозга, которая отвечает за речь и другая зона, которая отвечает за мелкие движения рук находятся рядом и взаимно влияют друг на друга, поэтому, развивая мелкую моторику (то есть, мелкие движения) пальчиков, Вы одновременно развиваете и речь ребёнка!

 

Будьте разборчивы с тем, какие фильмы, игры, книги, игрушки Вы покупаете малышу!

 

Не пренебрегайте вопросами малыша, старайтесь получше объяснить ему то, что его интересует. Предложите и ему пересказать вам о чём читали на занятиях в детском саду, на уроке в школе. Прочитав сказку, рассказ, посмотрев фильм, попросите пересказать. Это очень полезно для развития не только речи, но и памяти, внимания, сообразительности. И будьте разборчивы с тем, какие фильмы, игры, книги, игрушки вы покупаете малышу! От этого зависит не только то, насколько он будет образован, умён, но и насколько он будет действительно Человеком – серьёзным и ответственным, добрым и порядочным.