Специалисты

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

17

января

2020

Радыш И.М.,
инструктор по ФК
МБДОУ д/с «Здоровый ребёнок»

 

Возраст 5-7 лет относится к периоду первого детства, охватывающему возрастной диапазон 4-7 лет. Развитие каждого ребенка – индивидуально, т.е. каждый ребенок имеет свой темп развития. Общими для всех детей являются – возрастные особенности, позволяющие охарактеризовать детей.

 
Развитие дыхательной системы в период с 5 до 7 лет характеризуется увеличением объема легких и совершенствованием функции внешнего дыхания. Однако, согласно исследованиям, проведеннымО. М. Козыревой (2003) жизненная емкость легких у гиперактивных детей составляет 1000-1100мл., что ниже, чем у их сверстников. Дыхание у детей этого возраста не глубокое, имеется сбивчивый ритм. К семи годам частота дыхательных циклов составляет 23-25 дыхательных цикла в минуту [9].

 
Специфика кровообращения характеризуется тем, что сердечная мышца ребенка 5-7 лет выполняет большую работу, чем сердце взрослого человека. За счет учащения сердечных сокращений, а не за счет возрастания пульсового объема, удовлетворяется повышенная потребность в крови растущего организма. Пульс у детей пяти лет составляет – 100 уд/мин, а к семи годам происходит его уменьшение – до 85-90 уд/мин [2; 4].

 
По данным ряда исследований, у гиперактивных детей наблюдается гиперкинетическая реакция системы кровообращения при средних и малых нагрузках. При максимальных нагрузках функциональные возможности системы кровообращения нивелировались. Следовательно, гиперактивные дети нуждаются в большем освобождении энергии, чем здоровые дети [4].

 
Обмен веществ у гиперактивных детей в 2-2,5 раза выше, чем у взрослых, и отличается высокой активностью. При активной мышечной деятельности энергозатраты возрастают пропорционально интенсивности мышечных усилий [6; 10; 14].

 
В стадии становления находится зрение у детей 5-7 лет. Оно является ведущим звеном регуляции движений. С помощью зрения ребенок 5-7 лет получает более 80% информации. Именно в этот период происходит освоение главных пространственных соотношений, дети хорошо различают положение фигур на плоскости, овладевают умением в действии соразмерять ширину, высоту, длину и форму предметов.

 
С одной стороны ограничение зрительного опыта в детском возрасте приводит к значительным изменениям ассоциативных областей мозга и оказывает отрицательное влияние на становление психофизических механизмов зрительного восприятия,  другой стороны незрелость префронтальных отделов коры головного мозга у гиперактивных детей – обусловливает гиперфункцию сенсорного типа активации с неспособностью тормозить ориентировочные рефлексы на побочные, отвлекающие раздражители[5; 7]. В период от 3 до 7 лет происходит увеличение длины ребенка в среднем на 28-30 см, однако этот процесс – неравномерен. В период от 3 до 5 лет ребенок вырастает за год примерно на 4-6 см, а от 6 до 7 лет – на 8-10 см, что связано с эндокринными сдвигами, усилением функции гипофиза. Этот возрастной отрезок называют первым периодом вытяжения [6].

 
Развитие двигательной функции осуществляется на основе определенных закономерностей. Среди этих закономерностей выделяют гетерохронность развития. На фоне неравномерности развития отдельных органов и систем наблюдаются качественные скачки, приходящиеся на 1, 3-4 года, 5-7 лет и в пубертатный период [11; 13].По данным ряда авторов, у гиперактивных детей наблюдается снижение темпов роста и снижение веса [17].

 
Двигательная активность, являясь важнейшим фактором сохранения постоянства внутренней среды, оказывает значительное воздействие на все вегетативные системы организма, обеспечивает быструю его адаптацию к изменяющимся условиям существования.

 
Локомоция стала возможной в результате формирования, взаимодействия и координированной работы нервной, мышечной и скелетной систем [3; 6; 10].Важным биомеханическим свойством опорно-двигательного аппарата организма человека является наличие в скелете большого числа степеней свободы. Это происходит вследствие многозвенности скелета, а также двух- и трехосности многих суставов. С одной стороны, многозвенность скелета обеспечивает большую свободу движений, но с другой – сильно затрудняет управление такой сложной системой [7].

 
По данным многих авторов движение рассматривается как важный фактор в развитии обобщающей функции головного мозга. Головной мозг интегрирует разрозненные данные различных ощущений в единое целое. Этот процесс происходит, когда человек ощущает свое тело, природу, вещи, других людей как нечто осмысленное. У гиперактивных детей интеграция ощущений слабо развита, т.е. мозг не может полноценно перерабатывать поток чувствительной информации [1; 2; 12].

 
У гиперактивных детей наблюдается пониженная чувствительность к вестибулярному стимулированию, поэтому вестибулярная система нуждается в большом количестве тактильных и вестибулярных раздражителей в целях ее постепенной сенсибилизации. Этим объясняется тот факт, что у детей с гиперактивностью излюбленными являются такие виды двигательной активности как покачивание, раскачивание, соскальзывание по наклонной плоскости, катание на карусели и вращение вокруг собственной оси [8; 16].

 
Формирование моторики ребенка зависит от трех основных групп факторов:

  • генетически обусловленных двигательных способностей;
  • произвольной двигательной активности ребенка, связанной с выполнением множества движений в повседневной жизни;
  • специально организованных педагогических воздействий, стимулирующих естественный ход онтогенетического развития моторики.

Характерной особенностью гиперактивных детей дошкольного возраста является повышенная потребность в движении. При нехватке двигательной активности у детей наблюдается мускульное напряжение, ухудшается внимание, снижается работоспособность. Все это ведет к утомлению детей. Эмоциональная разрядка, появляющаяся после этого, является защитной физиологической реакцией организма на чрезмерное напряжение и проявляется в неконтролируемом подвижном беспокойстве и раздражении [15].

 
Литература:

 
1. Аббасов М. Г. Состояние некоторых навыков пространственной ориентировки у младших умственно отсталых школьников [Текст]: / М. Г. Аббасов // «Дефектология». 1997. – С. 38-42.
2. Безруких М. М. Возрастная физиология (физиология развития ребенка)[Текст]: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2009. – 416 с.
3. Бернштейн Н. А. Биомеханика и физиология движений [Текст]: Избранные психологические труды / Н. А. Бернштейн под редакцией В.П. Зинченко. –М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 608 с.
4. БрязгуновИ. П., Касатикова Е. В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей [Текст]: Мед. Практика. –М.: ПЕР СЭ, 2002. – 288 с.
5. Головей Л. А. Практикум по возрастной психологии. [Текст]: / Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2001. – 688 с.
6. Горская И. Ю. Базовые координационные способности школьников с различными уровнями здоровья [Текст]: / И. Ю. Горская, JI. A. Суянгулова. – Омск: СибГАФК, 2000. – 212 с.
7. Грибанов А. В. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей [Текст]: / А. В. Грибанов, Т. Л. Волокитина, Е. А. Гусева, Д. Н. Подоплекин. – М.: Академический Проект, 2004. – 176 с.
8. Григоренко Е. Л. Генетические факторы, влияющие на развитие девиантных форм детского поведения [Текст]: / E. Л Григоренко // Дефектология. 1996. – №3 – С. 3-22.
9. Козырева О. В. Лечебная физкультура для дошкольников (при нарушениях опорно-двигательного аппарата) [Текст]: / О. В. Козырева. – М.: Просвещение, 2003. – 160 с.
10. Мелентьева Л. М. Организация АФВ, физической реабилитации в условиях ДОУ [Текст]: / Л. М. Мелентьева // «Адаптивная физическая культура». 2006.– №4. – С.24.
11. Пеизулаева Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет [Текст]: / Л. И. Пензулаева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 112 с.
12. Политика О. И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью [Текст]: / О. И. Политика. СПб.: Речь, 2005.– 208 с.
13. Полтавцева Н. В. Физическая культура в дошкольном детстве [Текст]: пособие для инструкторов физкультуры и воспитателей, работающих с детьми седьмого года жизни / Н. В. Полтавцева, Н.А. Гордова– М.: Просвещение, 2005. – 271 с.
14. Руднева М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду [Текст]: Пособие для педагогов дошкольных учреждений/ М. А. Руднева. – М.: Синтез, 2000.– 200 с.
15. Сиротюк А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью [Текст]: А. Л.Сиротюк / М.: ТЦ Сфера, 2002. – 128 с.
16. Фарбер Д. А. Мозговая организация когнитивных процессов в дошкольном возрасте [Текст]: / Д. А. Фарбер, Н. В. Дубровинская // Физиология человека. 1997. – №2. – С. 25-32.
17. Халецкая О. В. Минимальная дисфункция мозга в детском возрасте [Текст]: / О. В. Халецкая, В. Д. Трошин // Журн. неврол. и психиатр им. Корсакова, 1998 –№9. – С. 4-8.

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo