Специалисты

ЛОГОРИТМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ПРЕОДОЛЕНИИ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

13

декабря

2023

Слепцова Ольга Ивановна,

учитель-логопед группы «Сказка»

На современном этапе постоянно растет число детей с речевыми нарушениями, требующими оказания логопедической помощи. Это определяет необходимость поиска инновационных средств, методов и технологий, повышающих эффективность коррекционно-образовательного процесса в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Наш опыт в группе компенсирующей направленности «Сказка» убеждает, что логоритмическая технология является достаточно эффективной в преодолении общего недоразвития речи у наших воспитанников. Она представляет собой алгоритм комплексного воздействия на речевое, психомоторное, эмоциональное и общее психологическое развитие дошкольников.

В основе разработки логоритмической технологии лежит теория и практика Г.А. Волковой, которая определяет логоритмику как форму активной терапии, основанной на связи движения, музыки и слова, которая может быть включена в «любую реабилитационную методику воспитания, лечения и обучения людей с различными аномалиями развития, особенно в отношении лиц с речевой патологией». В настоящее время данный подход развивают Т.Ю. Аксанова, Р.Л. Бабушкина, О.М. Кислякова, О.А. Новиковская, Н.А. Рычкова, Г.Р. Шашкина. Все авторы указывают на то, что система логоритмики предполагает комплекс речевых, двигательных, речедвигательных, дыхательных и певческих заданий и упражнений под музыкальное сопровождение.

Три кита, на которых стоит логопедическая ритмика, – это слово, движения, музыка. Какой бы ни была доля слова и музыки, движения и музыки, слова и движения и т.д., все упражнения в комплексе формируют и упорядочивают речевую и двигательную сферу ребёнка, его деятельность, оказывают положительное влияние на поведение и становление личности. Важно то, что все эти процессы нормализуются неосознанно и естественно.

Использование логоритмики в работе учителя-логопеда наиболее яркое звено логопедической коррекции. Комплексное воздействие, увлекательная игровая форма, общая тема обеспечивают доступность логоритмики, создают на занятии положительный эмоциональный настрой и стимулируют потребность детей осваивать речевые, дыхательные, темпо-ритмические, двигательные, вокальные, коммуникативные навыки. Знания усваиваются детьми быстрее, так как подача их сопровождается разнообразными движениями под музыку на основе создания игровой ситуации.

Логоритмика благотворно сказывается на эмоциональном состоянии детей, пробуждает интерес к заданиям, незаметно регулирует процессы возбуждения и торможения, формируя постепенно координацию движений, их точность, переключаемость. что способствует коррекции общего недоразвития речи, нарушений общей и мелкой моторики. Дети учатся ориентироваться в пространстве, реагировать на сигнал к началу упражнения, быть внимательными, сосредотачиваться на образце (речевом, двигательном), который предлагает логопед.

Логоритмические занятия – неотъемлемая часть логопедической профессиональной деятельности. В течение нескольких лет доказана ее эффективность как средства коррекции общего недоразвития речи у дошкольников. Неоднократно нами проводились занятия в качестве мастер-класса для родителей с интересным дидактическим материалом: массажные шарики су-джок, маракасы, барабаны, деревянные ложки, мешочки с кварцевым песком, трещотки, колокольчики, массажные коврики и пр. Рассказывали и показывали родителям, как с их помощью закреплять у детей навыки, полученные в детском саду. Однако, стоимость оборудования, по словам пап и мам, останавливала его приобретение.

С этого времени мы стали вносить в классическую логоритмику нетрадиционный материалбытовые предметы и подручные средства: ложки, зубные щетки, палочки для суши, банки из под кофе с мягкой крышкой, бумажные стаканчики, обрезки гофрированных труб, мягкая проволока, нитки, мягкая бумага, фантики от конфет и прочее. Это еще больше заинтересовало детей и повысило мотивацию к занятиям.

Опыт проведения логоритмических занятий с нетрадиционным материалом позволил нам расширить традиционную логоритмику в инновационном ключе и разработать технологию «Занимательная логоритмика». Она включает в себя два компонента – «Классическую логоритмику» (с нетрадиционным материалом) и «Домашнюю логоритмику», которая стала ответом на запрос родителей, как помогать детям развивать речь, не тратя значительные суммы.

Цель «Домашней логоритмики» – вызывание у родителей интереса к речевым играм и упражнениям с детьми в семье. Она открывает возможность формировать у них речевые навыки повседневно в быту. По нашим рекомендациям родители создают условия для логоритмических упражнений с детьми, что позволяет закреплять у них навыки, отработанные на занятиях с логопедом.

Для достижения наилучших результатов классические логоритмические занятия строятся с учетом равномерности распределения психофизической и речевой нагрузки. Все задания, предлагаемые детям в рамках одного занятия, объединяются одной лексической темой или сюжетом, и проводятся по следующей схеме:

  1. Вводная часть – предусматривает музыкальное приветствие, объявление педагогом темы занятия, и проведение ритмической разминки (10% времени)
  2. Основная часть – включает разнообразные виды музыкальные двигательных и речевых игр и упражнений (70-80% времени)
  3. Заключительная часть – заканчивается любое логоритмическое занятие упражнениями на восстановление дыхания, релаксацию, различными видами ходьбы и легкого бега, а также подведением итогов занятия (10-15% времени).

Занятия проводятся в игровой форме и организуются в рамках сюжета определенной тематики, что позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, раскрепощенно. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия и соответственно повышает результативность в усвоении знаний.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не разучивается. Во время занятия организуем детей в кругу полукругом или шеренгами в шахматном порядке перед зеркалом. Каждый раз выбираем для упражнения такое расположение, которое дает детям возможность хорошо видеть учителя-логопеда, свободно выполнять задание или двигаться, проговаривать речевой материал синхронно с ним.

Задачи логоритмического занятия:

  1. Развивать речь, чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность.
  2. Развивать фонематическое восприятие и фонематические представления, укреплять артикуляционный аппарат.
  3. Развивать слуховое внимание и память.
  4. Вырабатывать четкость координированных движений во взаимосвязи с речью.
  5. Укреплять костно-мышечный аппарат, формировать правильную осанку, походку, совершенствовать крупную и мелкую моторику.
  6. Развивать дыхание, сенсорные функции.
  7. Воспитывать интерес к занятиям, самостоятельность, активность, коммуникативные способности.

Все используемые упражнения делятся на две большие группы:

1) речевые упражнения: развитие дыхания, голоса, темпа и интонации речи, развитие артикуляции и мимики, работа над правильным звукопроизношением и формированием фонематического слуха.

2) упражнения, развивающие неречевые процессы: общая и мелкая моторика, координация движений, ориентировка в пространстве, регуляция мышечного тонуса, развитие чувства музыкального метра, темпа, ритма, развитие внимания, восприятия, памяти, воображения.

Недавно мы пригласили родителей на совместное с детьми занятие «Весёлая зима» по «Классической логоритмике» с использованием нетрадиционного материала. Вместе со своими детьми они выполняли все задания учителя-логопеда: отстукивали ритм, пропевали короткие песенки с движениями, развивали дыхание, делали артикуляционную гимнастику под музыку и, конечно же, релаксацию. Все ребята и родители получили заряд положительных эмоций и позитива.

Кроме того, родители получили ряд упражнений и материалов в семейную копилку «Домашней логоритмики». Проведение работы с детьми по логоритмической технологии стимулирует родителей к творческому поиску – они сами находят в быту те предметы и материалы, которые помогут провести с ребенком то или иное упражнение.

Литература

  1. Аксанова Т.Ю. Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
  2. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика в системе коррекционно-воспитательной работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи / Под научной редакцией проф. Г.А. Волковой. СПБ.:, 2010.
  3. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М.: Владос, 2003.
  4. Волкова Г.А. Логоритмическое воспитание детей с дислалией: методические разработки к проведению коррекционных занятий. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1993.
  5. Новиковская О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях: практическое пособие для педагогов и родителей. СПб.: Издательство «Корона.Век», 2021.
  6. Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика: диагностика и коррекция произвольных движений у детей, страдающих заиканием. М.: Тандем, 1998.
  7. Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи: учебное пособие для вузов / Г.Р. Шашкина. Москва : Издательство Юрайт, 2023.
logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo