Группы

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ С ДЕТЬМИ ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ

29

июня

2022

Воспитатели группы «Колобок»

Лукичева О.П., Иволга С.В.

Актуальность проблемы состоит в том, что сенсорное воспитание было и остается важным и необходимым условием для полноценного воспитания детей. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине. Благодаря сенсорному воспитанию обучение маленьких детей становится интересным. Именно сенсорное воспитание, степень развития у ребенка ощущений и восприятий является важной предпосылкой успешной познавательной деятельности.

Цель работы: создание условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах.

Задачи, позволяющие реализовать данную цель, следующие:

  1. Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
  2. Развивать у детей сенсорные процессы; ощущение, восприятие, представления об окружающих предметах.
  3. Научить детей в процессе наблюдений и дидактических игр воспринимать и представлять предметы и явления, анализировать их, сравнивать, обобщать.
  4. Воспитывать познавательный интерес, любознательность.
  5. Знакомить с дидактическими играми и правилами этих игр.

Работа над данной проблемой поможет мне:

  • научить детей различать основные цвета;
  • познакомить детей с величиной и формой предметов;
  • сформировать навыки самостоятельной деятельности;
  • повысить самооценку детей, их уверенность в себе;
  • развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;
  • сплотить детский коллектив.

Ожидаемые результаты для детей:

  • Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 2-3 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
  • Сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов.
  • Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры на них.
  • Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей 2 – 3 лет.

Задачи реализуются нами последовательно через ряд этапов:

1-й — подготовительный: постановка цели и задач, определение направления работы в соответствии с проблемой (образовательные области по ФГОС ДО «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»), изучение современной педагогической и психологической литературы; обогащение среды для сенсорного развития, пополнение оборудования, материалов для дидактических игр;

2-й — основной: создание системы дидактических игр для сенсорного развития детей, ее апробация;

3-й — заключительный: обобщение результатов работы в самой различной форме, выявление эффективности системы, закрепление у детей полученных знаний, формулировка выводов, составление рекомендаций для родителей.

Исходя из индивидуальной темы по самообразованию, мы наметили основные разделы работы самообразования.

Работу на первом этапе начала с того, что изучила педагогическую литературу, проанализировала современные исследования ученых по сенсорному воспитанию дошкольников, педагогический опыт по использованию дидактических игр для сенсорного развития детей раннего возраста.

Сенсорное развитие посредством дидактических игр представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

В ходе реализации выбранной проблемы мы более детально разработали подборку дидактических игр с необходимым для них оборудованием и пособиями:

  • Дидактические игры на развитие зрительных, слуховых, тактильных и вкусовых ощущений:
  • Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.
  • Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы:
  • Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

Важное место мы уделили обогащению предметно-пространственной развивающей среды. Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта ребенка. Причем развивающая среда не только должна обеспечивать совместную деятельность детей по развитию сенсорных способностей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого. Поэтому при проектировании предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО учитывала:

  • возрастные и индивидуальные психологические особенности детей раннего возраста;
  • интересы, склонности, предпочтения, потребности детей.

Дидактический материал подбирали с учётом следующих принципов: принцип наглядности, принцип доступности и прочности, систематичности и последовательности. Исходя из этих требований, постарались наполнить группу игрушками, играми, предметами, вещами, которые бы помогли сформировать у детей сенсорные способности.

В группе был оформлен уголок сенсорики, который находится в свободном доступе для детей. В уголке представлен большой выбор пирамидок, вкладыши разной формы, детская мозаика, матрешки из двух-трех частей, коробочки для проталкивания фигур разной формы, различные виды пазлов, разрезные картинки и разрезные кубики.

Далее на 2-м этапе  был разработан перспективно-тематический план по сенсорному развитию детей 2-3 лет. К нему была составлена картотека дидактических игр разной тематики.

В рабочей программе описали условия для сенсорного развития ребенка, развития его личности, самостоятельности на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками. В соответствии с возрастом организуем разные виды детской деятельности (предметная, игровая, трудовая), которые позволяют закреплять знание сенсорных эталонов.

Чтобы спланированная работа была успешной, необходимо применение эффективных методов и приемов в организации занятий и дидактических игр. Были использованы следующие методы и приёмы:

  • наглядные (использование дидактического материала, картин, картинок, игрушек, вещей предметов с ярко выраженными цветом, формой, величиной, показ образца, показ способа действия);
  • словесные (беседа, объяснения, указания, вопросы, напоминания, использование художественного слова: стихов, загадок, считалок, песенок);
  • практические (действия ребенка с предметами, обследование предметов с использованием различных рецепторов, продуктивная деятельность детей);
  • игровые (игровые поручения, дидактические игры-занятия, подвижные игры с предметами, настольно-печатные игры, игры поискового характера.

Особое значение для успешного решения поставленных задач, имеет правильная организация дидактической игры. Организация дидактических игр осуществлялась в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.

В подготовке к проведению дидактической игры учитывали:

  • отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь);
  • установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;
  • определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное время);
  • выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место можно отвести и в групповой комнате и на участке детского сада;
  • определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
  • подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, карточки, картинки, природный материал);
  • подготовка самого воспитателя к игре: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, способы руководства игрой;
  • подготовка детей к игре: обогащение их представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, о сенсорных эталонах.

Проведение  дидактических игр включает:

  • ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления о них);
  • объяснение хода и правил игры, при этом обращала внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил;
  • показ игровых действий, в процессе которого учила детей правильно выполнять действие.

Таким образом, в процессе обобщения опыта пришли к выводу, что знакомя ребенка с сенсорными эталонами через дидактические игры, мы способствуем его всестороннему развитию.

В своей работе мы использовала следующие виды дидактических игр:

  1. Игры для сенсорного развития:
  • величина: «Большие и маленькие», «Какой мяч больше», «Угости зайчика» и т. п. Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине.
  • форма: «Какой это формы», «Круг, квадрат», «Волшебная коробочка», «Заштопай штанишки» и т. п. В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме. Вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия.
  • цвет: «Разноцветные бусы», «Угостим медведя ягодой», «Поставь букет цветов в вазу» и т. п. Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету.
  1. Игры с предметами: «Сложи матрешку», «Сложи пирамидку», «Построй башенку» и т. п. Действуя с предметами, дети познают их качества и свойства, знакомятся с формой, величиной, цветом, пространственными соотношениями. Перед ребенком всегда ставится умственная задача. Он старается добиться результата — собрать башенку, собрать бусы и т. д. Цель этих игр — способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет).

Важно отметить, что каждая игра дает упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания. Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор. Дидактические игры выполняют функцию контроля над состоянием сенсорного развития детей. Также игра дает возможность в процессе сенсорного воспитания развивать ребенка и эстетически: через использование в игре наблюдений, природного дидактического материала, картин, музыки ребенок учится удивляться, восхищаться совершенством красок, форм, звуков. А это в конечном итоге помогает нам развивать художественные, музыкальные, конструктивные способности детей.

Совместно с воспитанниками и их родителями  были реализованы следующие проекты с использованием дидактических игр:

  • «В гостях у сказки»
  • «Мамочка любимая»;
  • «Птички осенью»;
  • «Водичка, водичка»;
  • «Мир сенсорики для малышей».

По результатам проектов  проводились коллективные выставки детских работ. Проектная деятельность позволила нам сплотить детей, привлечь к совместной деятельности родителей. В работе с семьёй опирались на родителей не только как на помощников, но и как на равноправных участников формирования детской личности. Активизации их интереса к проблеме способствовало участие родителей в изготовлении дидактических игр для группы, их помощи в оформлении игрового уголка.

Считаем, что такой союз родителей и педагогов будет способствовать правильному сенсорному развитию детей, а также гармонизации детско-родительских отношений. С родителями проводились индивидуальные беседы на темы: «Игры и упражнения, способствующие сенсорному развитию и воспитанию», «Роль сенсорного воспитания в развитии детей раннего возраста», консультации «Знакомство с сенсорными эталонами, способами обследования предметов», «Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей».

Необходимую информацию мы сообщали родителям воспитанников на родительских собраниях, проводили анкетирование по выявлению уровня знаний родителей о сенсорном воспитании детей раннего возраста. Были оформлены папки-передвижки («Дидактические игры по сенсорике для детей 2-3 лет»), а также родители привлекались к изготовлению и приобретению дидактического материала.

На третьем этапе нами были подведены результаты освоения образовательной программы детьми. Для педагога всегда важно и необходимо видеть результаты своей работы. Проведение мониторинга посредством педагогической диагностики позволяет нам установить ее эффективность, плюсы и минусы, определить перспективы на будущее.

Анализ педагогической деятельности и достижений детей на основе выявления того или иного уровня знаний, умений, навыков у детей помогает определить динамику развития группы в целом и каждого ребенка в отдельности. В дальнейшем такой анализ способствует увидеть систему проведенной работы в целом.

Достижения детей, динамика их развития в области воспитания сенсорного развития представлены нами в таблицах.

Анализ мониторинга отражает положительную динамику сенсорного развития всех детей, у воспитанников группы показан положительный результат усвоения умений, знаний по сенсорному развитию и навыков игровой деятельности.

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo