Группы

Развитие речевого общения у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством технологии «В Круге»

17

мая

2022

Воспитатель Ю.В. Крымова

Реализуя программу по социально-коммуникативному развитию дошкольников с ОНР «Круг общения», особое внимание уделяю освоению диалогических методов общения и взаимодействия с детьми. Для этого разработана технология «В Круге», в основе которой «Круглая методика», созданная Ю.О. Чемеринской для подростков. Актуальность данной технологии определяется значимостью процесса социальной коммуникации для детей дошкольного возраста с проблемами в речевом общении. Общение и совместная деятельность – важнейшие составляющие жизни ребенка, неотъемлемая часть процесса его социализации.

Значимость данной технологии определяется соответствием возрастным потребностям и возможностям детей дошкольного возраста, проблеме преодоления речевых нарушений, сама технология отличается коррекционно-развивающей направленностью, системностью и структурированностью.

Методологические основания реализации технологии (принципы):

  • принцип «общечеловеческой значимости» процесса социальной реабилитации и ориентации на зону ближайшего развития ребенка;
  • принцип единства психолого-педагогических и психотерапевтических воздействий при включении детей в групповое общение;
  • принцип эмпатии – создание доверительной обстановки, внимание со стороны взрослого к любым коммуникативным проявлениям детей, их принятие (авансированное доверие, по А.С. Макаренко);
  • принцип успешности – формирование эмоционально-положительного отношения к совместному диалогу, создание условий для коммуникативного успеха (в том числе авансированного, по В.А. Сухомлинскому);
  • принцип подготовки «психологической почвы», мотивации общения через поддержание саногенных психических состояний;
  • принцип динамической диагностики;
  • принцип создания культурно-речевой среды в группе.

Особенность технологии «В Круге», реализуемой в беседах воспитателя с детьми группы, – это сочетание психологического комфорта и свободы речевого самовыражения, что дает детям возможность закреплять полученные с логопедом навыки и совершенствовать свою речь. Снятие барьера страха у детей перед негативной оценкой на высказывания помогает не только личностному развитию каждого участника группы, но и сплочению детского коллектива (группы).

Цель технологии: создание комфортной, доверительной и безопасной атмосферы для обмена мнениями в детском коллективе и формирование навыков полноценного и конструктивного речевого общения детей со сверстниками и взрослыми

Задачи:

  1. Создать у каждого ребенка с речевыми затруднениями положительную мотивацию к высказыванию своего мнения в круге.
  2. Научить детей понимать и выполнять правила «Круга».
  3. Закреплять умение инициативного и полноценного общения со сверстниками, умение участвовать в беседах, соблюдая правила.
  4. Совершенствовать навыки связной речи с использованием грамматических форм языка.
  5. Расширять детский кругозор посредством социальной тематики бесед

Основным методом (и формой) реализации технологии является организованная педагогом тематическая беседа, впоследствии это позволяет стимулировать организацию спонтанного общения детей друг с другом и с взрослыми.

Технология «В Круге» реализуется в соответствии с определенными условиями:

а) выбор темы для беседы (плановые и внеплановые, обусловленные ситуацией группового общения в данный момент);

б) выбор времени;

в) размещение для беседы в кругу (все участники сидят на стульях или на ковре, если предстоят игровые психологические упражнения, стоят кругом; педагог занимает с детьми равноправное место на уровне ребенка);

г) условия речевого общения: доверительные отношения, состояние эмоционального комфорта, наличие устойчивой положительной мотивации к общению и взаимодействию.

Во время проведения беседы обеспечиваю условия речевого общения: комфортное эмоционально-положительное состояние и формирование устойчивой положительной мотивации к общению и взаимодействию.

Беседа с дошкольниками требует особого внимания к подбору вопросов. Вопрос – это основной методический прием ведения беседы в круге. Чтобы вопросы выполняли своё назначение, они должны удовлетворять определённым требованиям: 1) значимость и доступность; 2) точность и конкретность и вопроса; 3) краткость формулировки; 4) целенаправленность и последовательность в постановке вопросов.

Беседа ведется по правилам, которые сводятся к следующему:

  1. все рассказы в кругу интересны и одинаково важны;
  2. во время беседы мы говорим только о том, о чем договорились;
  3. каждый рассказывает по очереди, другие не перебивают, а дослушивают до конца;
  4. мы высказываем свое мнение, слушаем друзей, не спорим и никого не обижаем.

Был разработан особый режим введения правил общения в Круге: каждое правило вводилось по одному и отрабатывалось в течение недели постепенно, в дальнейшем педагог контролирует процесс перехода от знания правил в самостоятельное коммуникативное действие. Этому способствовал комплекс приемов, стимулирующих детей к соблюдению детьми правил. К ним относятся:

  1. звон колокольчика, собирающий детей в круг;
  2. передача предмета, обозначающего право следующего ребенка начать говорить (камешек, мячик, палочка, каштан, любая фишка и пр.);
  3. требования к общению в кругу – сохранение визуального контакта говорящего с партнерами по общению; и вступление в свободное общение на основе речевого образца – фразы «А я думаю, что …», «Я хочу сказать», «Можно мне сказать?», «А у меня такое мнение» и пр. [5].

В качестве приемов мотивации к общению детей со слабыми речевыми навыками предлагались невербальные средства: «Покажи глазами, кто говорит», «Подари улыбку всем детям», «Найди того, кто говорил первым», «Встреться глазами с тем, кто сейчас говорит», «Кивни, чтобы подтвердить: ты его слышишь». Детей с односложными ответами мы поощряли словом и улыбкой, выражали уверенность в том, что каждый из них скоро научится с логопедом хорошо говорить и порадует нас и себя.

Обязательно использую поощрение хорошей, правильной речи детей с указанием, что достойно положительной оценки в его речи (длина фразы, красивые, выразительные слова, четкость произношения, соблюдение правил и т.п.). Важно систематически контролировать речь детей в процессе беседы, вовремя и ненавязчиво исправлять ошибки.

Эффективность использования технологии «В Круге» выявляем посредством диагностической методики, разработанной А.Ю. Кругликовой и И.В. Янченко. Данные по уровням речевого общения у детей на начало работы и к ее завершению сравниваются, что позволяет выявить как количественные, так и качественные результаты.

В результате использования данной технологии предполагаются следующие достижения:

  • повышение у детей уровня речевого общения и мотивации к общению не только в круге, но и в спонтанном общении;
  • снижение уровня тревожности и других поведенческих проявлений, связанных с проблемами речевого общения (пассивность, изолированность, агрессивность,     демонстративность, неуверенность и пр.);
  • становление коммуникативно-речевых навыков в соответствии с требованиями программы и развитие навыков речевого взаимодействия;
  • повышение социального статуса детей в группе;
  • минимизация коммуникативных трудностей у старших дошкольников в общении с детьми и взрослыми.

Технология «В Круге» оказывает на детей с речевыми нарушениями психолого-педагогическое воздействие, способствует формированию образа «Я» дошкольников, гармонизации их личностного развития, а также помогает воспитывать социальные чувства, способность к взаимодействию, поощрять готовность к сотрудничеству, сотворчеству, сопереживанию и соучастию в детском коллективе.

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo