Группы

ПЕРИОД «ПОГРУЖЕНИЯ» В МЕТОДИКУ СЕМЕЙНОЙ ГРУППОВОЙ ЛОГОПСИХОТЕРАПИИ ДЛЯ ЗАИКАЮЩИХСЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА

7

декабря

2023

Морозенко Е.Ю., учитель-логопед

Кругликова А.Ю., педагог-психолог

Бекирова С.А., музыкальный руководитель

Прокопец Е.В., Иванова А.П., воспитатели

группы компенсирующей направленности

«Звездочка»

Как гласит восточная мудрость: «Какой бы ни был длинный путь, всегда он начинается с первого шага». И самое главное сделать этот первый шаг – прийти в разновозрастную группу компенсирующей направленности для детей с заиканием «Звездочка» детского сада «Здоровый ребенок». Ведь именно здесь уже на протяжении более 20 лет реализуется на практике методика семейной групповой логопсихотерапии, которая с конца 80-х годов разрабатывается в Психологическом институте Российской академии образования на основе созданной известным логопедом и психологом Ю.Б. Некрасовой методики реабилитации заикающихся подростков и взрослых. Все основные элементы методики адаптированы применительно к детям дошкольного возраста (3-7 лет) в условиях детского сада, что позволяет эффективно решать проблему оказания помощи заикающимся детям уже в дошкольном возрасте, когда «стаж» заикания небольшой, а компенсаторные возможности детского организма велики. И именно коррекционная работа по данной методике в сочетании с традиционными логопедическими направлениями (развитием фонетико-фонематической стороны речи, устранением пробелов лексико-грамматического развития, совершенствованием связной речи детей и формированием навыков звуко-буквенного анализа и синтеза) может дать значительный результат в коррекции речевого нарушения.

Главная особенность семейной групповой логопсихотерапии заключается в активном и непосредственном участии родителей воспитанников в коррекционно-развивающем процессе, освоение ими методов работы с речью и поддержки личности ребенка в течение всего учебного года на всех 4-х этапах семейной групповой логопсихотерапии. Проводимая в течение нескольких месяцев подготовительная работа с группой помогает перейти к важному и ответственному этапу семейной групповой логопсихотерапии  с заикающимися дошкольниками – модифицированному варианту сеанса-сказки эмоционально-стрессовой психотерапии, на котором очень важно присутствие родителей и родственников дошкольника. Данный сеанс проводиться в виде игры-сказки учителем-логопедом в образе Феи красивой речи, где в результате осуществления тонкого направленного психического воздействия на личность ребенка достигается состояние успеха, обусловленного речевой победой каждого участника сеанса. Именно сеансом-сказкой и начинается этап «погружения» в методику семейной групповой логопсихотерапии всеми участниками коррекционно-образовательного процесса. Данный вид работы представляет собой совместную деятельность детей и родителей, где родители являются на нем зрителями. Ребенок в образе сказочного героя (в данном случае им служит кукла, сделанная совместно с родителями), к выбору которого каждый ребенок индивидуально был подведен на 1-м подготовительном (пропедевтическом) этапе – сказкотерапии слышит свою «новую» речь в трудных условиях коммуникации – во время публичного выступления перед зрителями, что способствует укреплению уверенности в своих возможностях. Результатом модифицированного варианта сеанса-сказки эмоционально-стрессовой психотерапии является быстрое разрушение патологических коммуникативно-поведенческих стереотипов, что позволяет облегчить весь дальнейший процесс коррекции заикания у дошкольников.

После сеанса-сказки начинается активный этап методики групповой семейная логопсихотерапия, где основной задачей становиться правильная организация речевой среды в детском саду и в семье и соблюдение всеми участниками коррекционно-развивающего процесса, в том числе и родителями, единых психолого-педагогических требований к речи. Именно на этом этапе ведется активная работа с родителями по постановке диафрагмального дыхания у детей с помощью парадоксальной гимнастики А.С. и А.Н. Стрельниковых; проводится работа над развитием голоса и полноценной речи через специальную систему речевых и рече-двигательных упражнений; а также родители совместно с детьми обучаются приемам психологической и мышечной саморегуляции.

В период недели «погружения» создаются все организационные условия для совместной работы детей и родителей с учетом психофизических особенностей детей и соблюдения режима дня (длительность занятий ограничена соответственно возрастным нормам, организуются прогулки с детьми на свежем воздухе, сон, свободная деятельность). Соблюдается варьирование совместной работы детей и родителей в зависимости от содержания, целей занятий, необходимости соблюдения режимных моментов в рамках работы детского сада с соблюдением санитарно-гигиенических норм дошкольного учреждения.

В период недели «погружения» основными формами и методами в работе являются:

специальная система речевых и рече-двигательных упражнений в форме коммуникативного тренинга, включающего упражнения на работу над артикуляцией, голосом, ритмом и темпом речи;

  • парадоксальная дыхательная гимнастика А.С. и А.Н. Стрельниковых;
  • логоритмические занятия;
  • кинезитерапия, направленная на коррекцию психического состояния через работу с телом;
  • специальная система релаксации;
  • комплексы антистрессовой гимнастики;
  • сказкотерпия;
  • арт-терапия.

Во время отдыха детей, предусмотренного режимом дня (прогулка на свежем воздухе, дневной сон, свободная деятельность), организуются специальные занятия с родителями: по овладению правилами красивой речи  (полного стиля произношения); по овладению основным элементам методики, а также психотерапевтические беседы в кругу. На последний день недели «погружения» каждая семья сдает творческий номер-экзамен на итоговом празднике по овладению основным элементам методики.

Таким образом, в течение 1-го периода на этапе активной семейной групповой логопсихотерапии программа предполагает глубокое мотивационно-личностное «погружение» всей семьи ребенка в происходящий коррекционно-образовательный процесс в условиях детского сада. Именно в этот период и организуется совместная работа детей, родителей и педагогов.

«Погружение» всех членов семьи одновременно в единый логопсихотерапевтический процесс позволяет ввести всю семью в единый речевой режим, способствует формированию навыков речевого общения у заикающихся детей и родителей на основе введения особого речевого режима через введение правил красивой речи с целью преодоления заикания.

Так же на неделе «погружения», у заикающихся дошкольником происходит и  расширение поля общения через взаимодействие с другими взрослыми, что немало важно при данном речевом нарушении.

Максимальное приближение коррекционно-образовательного процесса к естественным условиям общения в семье в период «погружения» способствует переосмыслению роли и ответственности родителей в общей психокоррекционной работе с детьми и направленно на развитие их способностей к импровизации и гибкой смене стереотипов проведения, что позволяет быть более продуктивными во взаимоотношениях с детьми и передавать им более эффективные способы поведения.

Наша работа – это постоянное сотрудничество с родителями. Сначала они приходят с тревогой, недоверием и опасением: получиться ли?. Но как же здорово когда после недели «погружения» можно увидеть сплоченный коллектив. Родители дарят интересные идеи для воплощении их на празднике, совместными с детьми занятиях, помогают создавать костюмы, атрибуты. И вот они уже творят на сцене в образе сказочного героя вместе со своим ребенком. Мы с гордостью говорим, что проделанная работа не прошла бесследно, дала хорошие резудьтаты!

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo