Специалисты

Использование технологии проектной деятельности во взаимодействии с семьей в группе заикающихся дошкольников

16

января

2020

Ю.В. Контарева, воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Здоровый ребенок» г. Таганрог, kontareva_jv@mail.ru

 


        

Аннотация. В статье представлен опыт реализации проектного метода в группе компенсирующей направленности для детей с заиканием c участием родителей воспитанников. Отмечено, что сотрудничество с семьей рассматривается в семейной групповой логопсихотерапии как важнейший принцип работы по преодолению заикания у дошкольников.
        

Annotation. In the article is the experience of the application of design method in the group of the compensating directivity for the children with the stuttering c the participation of the parents of pupils. It is noted, that the collaboration with the family is considered in family group logopsychotherapy as the most important operating principle on overcoming of stuttering in preschoolers.
        

Ключевые слова: педагогические технологии, проектная деятельность, семейная групповая логопсихотерапия, виды проектов, семья.
        

The keywords: pedagogical technologies, design activity, family group logopsychotherapy, the forms of projects, family.
 
Использование инновационных педагогических технологий в дошкольном образовании открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников (А.В. Боровлева, Н.Е. Веракса, Н.А. Виноградова, В.А. Деркунская и др.) [1-5]. Опыт показывает, что одной из таких технологий является проектная деятельность. Ее реализация развивает у детей наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, активизирует и расширяет словарный запас, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни, способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе.

 
Данная технология активно используется нами в группе компенсирующей направленности для детей с заиканием. Группа открыта еще в 2002 году и реализует на практике адаптированный к дошкольному возрасту вариант системы семейной групповой логопсихотерапии Н.Л. Карповой с сотр. [8]. Дети, посещающие эту группу, отличаются повышенной тревожностью, впечатлительностью, ранимостью, эмоциональной неустойчивостью, пониженным эмоциональным фоном, недостаточной эмоционально-волевой регуляцией. В коррекционно-педагогической работе на первый план выступает формирование у детей в процессе всей образовательной деятельности полноценного речевого общения и психологическая поддержка их личности, а в результате – преодоление заикания.

 
Реализация проектной технологии осуществляется нами с обязательным привлечением родителей воспитанников, так как сотрудничество с семьей понимается в семейной групповой логопсихотерапии как один из важных факторов преодоления заикания у дошкольников. Проект объединяет всю семью, в результате родители начинают лучше понимать внутренний мир своего ребенка, становятся ближе к потребностям и проблемам своих детей, находят возможности для тренировки у них размеренной, плавной речи. В проектной деятельности очень важна роль педагога (воспитателя, учителя-логопеда), т.к. он должен организовать проблемную ситуацию, не навязывая свои варианты решения, т.е. уйти от привычного традиционного действия по заранее заданному образцу.
        

В нашей групповой практике используются следующие виды проектов:

  • исследовательские – дети экспериментируют, осуществляется исследовательский поиск, затем результаты оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, атласы, драматизации);
  • творческие – оформляется результат в виде детского праздника, выставки;
  • игровые – с элементами творческих игр, дети входят в образ персонажей сказки и по-своему решают поставленные задачи;
  • информационные практико-ориентированные – дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы.        

 

В качестве примера предлагаем проект «Животные Севера и Юга», разработанный и реализованный нами на протяжении 2018-2019 учебного года.         Цель проекта: уточнить и закрепить у детей представлений о животных севера и жарких стран. Основные задачи:

 
1.      Закрепить знания о животных севера и животных жарких стран (название, особенности внешнего вида, название детенышей); знания о частях света (Север и Юг).
2.      Уточнить и активизировать словарь детей.
3.      Развивать у детей навыки продуктивной и других видов детской деятельности.
4.      Воспитывать интерес к окружающему миру, бережное и заботливое отношение к животным.
5.      Организовать активное сотрудничество родителей с детьми и педагогами.
        

Участники проекта: дети разновозрастной группы «Звездочка», их родители и педагоги.
        

Материалы и оборудование: книжные иллюстрации, фотографии, энциклопедии, медиаоборудование, видеоматериалы, оборудование для конструктивной и изобразительной деятельности, ландшафтные макеты «Саванна и тропический лес» и «Север».
        

Предполагаемый продукт: на основе собранного материала создать атлас «Животные Севера и Юга» и творческую работу «Саванна» – «Веселые слоны», «Жирафы» и «Север» – «Мишки на севере».
        

Организуя проектную деятельность, мы исходили из следующей гипотезы: если тщательно изучить нужную информацию, проанализировать и обобщить необходимые факты, то можно не только пополнить и расширить знания участников, но и развивать творческие способности и способности к самостоятельному труду. В качестве объекта исследования выбрали животных Севера и Юга. Работу организовали поэтапно.
        

Подготовительный этап (осуществлялся педагогами и детьми совместно с родителями):

  • сбор литературы, содержащей информацию о животных севера и юга, а также об окружающей их среде;
  • подбор иллюстраций к информационным встречам;
  • подбор художественной литературы;
  • подбор игрового материала.
            

Основной этап (использовались методы, направленные на познавательно-речевое развитие):

  • Рассказы воспитателя: «Самый холодный континент», «Природные зоны Африки».
  • Беседы: «Климат Саванны и Севера».
  • Свободное общение: «Как приспосабливаются к жизни животные Севера и Юга», «Почему животные Севера не могут жить на Юге?», «Почему животные Юга не могут жить в жарких странах?».
  • Рассматривание иллюстраций, картин, плакатов, фотографий с изображением природы, животных севера и юга.
  • Поисково-исследовательская деятельность: «Как не заблудиться в пустыне?», «Какие растения растут на севере, юге», подготовка информации в домашних условиях детьми совместно с родителями и выступление с ней.
  • Опытно-экспериментальная деятельность: «Как северные животные приспосабливаются к суровому климату», «Определение возможности проживания верблюда в пустыне, неделями обходясь без воды».
  • Ознакомление с художественной литературой: чтение произведений писателей и поэтов о природе, о животных севера и жарких стран; обсуждение прочитанного; заучивание стихов, отгадывание загадок: Юкагирская сказка «Отчего у белого медведя нос черный», эвенкийская сказка «Почему олень быстро бегает», тувинская сказка «Как верблюд стал некрасивым». Г. Снегирев «Про пингвинов», «Пингвиний пляж», «Белек». Стихи: А. Милн «Почему мне нравится слон», Б. Заходер «Кенгуру», «Жираф», В. Джайн «Обезьянка», С. Маршак «Детки в клетке».
  • Просмотр презентации «Животные Севера и Юга».
  • Сюжетно-ролевые игры: «Зоопарк», «Ветеринарная лечебница», «Путешествие в Африку», «Зверинец», «К нам приехал цирк», направленные на социально-личностное развитие.
  • Строительные игры с наборами из мелкого и крупного конструктора: «Строим зоопарк», «Саванна».
  • Дидактические игры, закрепляющие знания: «Природные зоны Земли», лото «Зоопарк», «Четвертый лишний», «Чьи следы, ноги, хвосты?», «Кто где живет?», «Закончи предложение».
  • Подвижные игры: «Белые медведи», «Волк и олени», «Веселые обезьянки».
  • Пальчиковые игры: «Пингвины», «Жители севера», «Жители юга».
  • Продуктивные виды деятельности с целью художественно-эстетического развития: рисование с элементами аппликации: «Мишки на Севере», аппликация: «Веселые слоны» «Жирафы», рисование по замыслу.
            

Завершающий этап. Создание атласа «Животные Севера и Юга».
        

Работа с родителями. Работа над проектом проходила в тесном сотрудничестве с родителями наших воспитанников. Родители стали нашими помощниками уже на этапе обсуждения плана работы, далее на всех этапах проекта. Были использованы традиционные (беседы с родителями, родительские собрания, участие в праздниках, консультирование специалистов) и нетрадиционные формы: коллективные занятия, экскурсии при участии родителей (Музей А.А. Дурова), создание семейных творческих работ дома, подготовка познавательной информации по семейным материалам.
        

Конечный результат:

  • У детей появился интерес к представителям животного мира.
  • Дети усвоили нормы и правила экологически правильного взаимодействия с окружающим миром.
  • У дошкольников значительно расширился кругозор, словарный запас, возросла способность к передаче знаний вербальными средствами.
  • Дети получили опыт учебно-игрового взаимодействия и сотрудничества с педагогами, родителями и представителями внешнего социума.
            

Вывод: Окружающий нас мир насыщен тайнами и чудесами. Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту. Проанализировав свой опыт в реализации проектного метода, можно сказать, что данный вид деятельности приемлем в работе. Он способствует познавательному, коммуникативно-речевому, социально-личностному развитию детей; дает возможность более тесному сотрудничеству педагогов с семьями воспитанников, вовлечению их в воспитательно-образовательную деятельность в ДОО. Проекты дают возможность детям и взрослым взаимодействовать на ценностном уровне.

 

Список литературы
1.      Боровлева А.В. Проектный метод – как средство повышения качества образования // Управление ДОУ. 2006. № 7.
2.      Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. М.: Мозаика-Синтез, 2008.
3.      Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2017.
4.      Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей и родителей / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. М.: Айрис-Пресс, 2008.
5.      Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. М.: Центр педагогического образования, 2013.
6.      Семейная групповая логопсихотерапия: исследование заикания / Под ред. Н.Л. Карповой. М.; СПб.: Нестор-История, 2011.

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo