Специалисты

8 ВЕЩЕЙ, КОТОРЫЕ ДОЛЖЕН УМЕТЬ ПЕРВОКЛАССНИК: И ЭТО НЕ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО

5

декабря

2022

Крымова Юлия Владимировна,

педагог-психолог

  1. Отрастить 6-8 постоянных зубов. Количество постоянных зубов – признак физиологической зрелости ребенка в этом возрасте. К 7 годам должно быть 6–8 постоянных зубов, должны поменяться резцы и обычно два коренных. Это знак того, что кости ребенка достаточно сформированы, чтобы он мог без вреда для осанки сидеть по 40 минут в течение урока.
  2. Достать правой рукой левое ухо. Это «филиппинский тест» – ребенок, протянув руку сверху через голову, должен выпрямленной ладонью накрыть половину уха, а лучше – закрыть ухо рукой полностью, не наклоняя голову. Этот тест вместе с предыдущим показывает биологический возраст ребенка. Может, ему по документам уже 7 лет, и умственно он соответствует возрасту и даже опережает, но по биологическому отстает. Физически ребенку только шесть, он еще не созрел. И школьные нагрузки, особенно при программе повышенной сложности, могут навредить его здоровью – он начнет болеть, начнутся психофизиологические нарушения. В этих случаях, может быть, лучше подождать год или выбрать школу с более простой программой.
  3. Стоять на одной ноге. Тест «Поза Ромберга»: надо встать на одну ногу, другую согнуть, ступню прижать к колену, руки вытянуть вперед и закрыть глаза. К 7 годам ребенок может так простоять 8-10 секунд, если меньше – это признак физиологической незрелости скелета, неготовности к школе. 
  4. Рисовать «дорожки», не заступая за края. Тест на мелкую моторику. Выбирайте картинки, где двумя близко расположенными линиями нарисованы «волны», и попросить ребенка провести третью между ними. Если линия в центре, не касается двух других – рука к обучению письму готова.

Любой ребенок рисует лет с двух, держит карандаш в руке. Но особенность письма – более мелкие элементы, чем при рисунке. Если ребенку не даются такие извилистые линии, значит, рука не готова к письму, и возникнут проблемы: ребенок не сможет весь урок выводить элементы букв, будет быстро уставать, отвлекаться и, в конце концов, возненавидит письмо.

  1. Считать в обратную сторону. Современные дети чуть ли не с двух лет считают до 10, с четырех – до ста. Но это механическое действие, ребенок еще не понимает числового ряда. А вот основы логического мышления показывает умение считать в обратную сторону: от 10 до 1. Если ребенок свободно ориентируется в числовом ряде в пределах десятка, считает в обратном порядке, – он готов к изучению математики. Более сложный уровень – ребенок без подготовки считает через один: 10–8–6–4. Это позволяет надеяться, что ребенок без проблем будет осваивать программу повышенной сложности. 
  2. Самостоятельно одеваться. Пресловутые шнурки завязывать не обязательно – просто купите ребенку всю обувь на липучках, упростите всем жизнь. Но ребенок должен уметь снять и надеть штаны целиком, а не застывать в одной штанине, задумавшись о жизни. Должен уметь надеть куртку и намотать шарф – пусть криво-косо, учитель поправит. Но процедура одевания-раздевания «от и до» должна быть освоена.
  3. Есть вилкой. Да, многие дети к 7 годам умеют пользоваться только ложкой. Но иногда в первом классе из 30 ребят до 10 не умеют есть вилкой. А мамы с сознанием своей правоты при этом сообщают: «Дома я его кормлю». Но в школе он должен уметь взять тарелку и держать ложку и вилку. Перемена короткая, и если ребенок не будет уметь есть сам, он останется голодным.
  4. Следовать инструкциям учителя. Школа – это социум. Ребенок к 1 классу должен уметь понимать инструкцию взрослого, не члена семьи. «Достали учебники. Взяли ручки», – даже такие простые инструкции иногда дети не понимают. К выполнению простых инструкций надо готовить детей с 5 лет. Родители иногда напрасно внушают ребенку, что правильно только то, что говорят они, а остальных слушать не надо. Но важно не переборщить: дети не должны любого взрослого воспринимать как истину в последней инстанции. Они должны понимать границы. Если учитель говорит: «Взяли ручки и пишем» – это надо выполнять. Когда незнакомец на улице говорит: «Идем со мной» – ни в коем случае! Ребенок в 5-6 лет такие границы уже в состоянии усвоить. 

Что делать, если ребенок еще не готов?

Чтобы определить, готов ли ребенок к школе, смотрите только на него. Не на соседей, не на учителей. Что касается физического развития, смотрите на сочетание признаков. Если к 6,5 годам только начали выпадать молочные зубы, в «филиппинском тесте» ребенок не достает до уха, не получается «поза Ромберга» – ребенок просто еще не созрел физически. Он не сможет высидеть 40 минут урока, будет быстро утомляться, пропускать объяснения, возникнут проблемы с усвоением материала. Тогда надо просто дать ребенку «созреть», отложить поступление в школу на год.  

Если не соответствует школьной норме только один признак – например, зубы не начали меняться, но вы видите, что ребенок может долго и сосредоточенно выполнять задания, а не срывается с места каждые 10 минут – в школу пора. Если ребенок психологически не совсем готов: боится оставаться один, не может сам одеться, не помнит, куда минуту назад положил свою вещь, и возраст позволяет отложить поступление в школу на год – лучше это сделать.

Дети в возрасте 6-7 лет быстро меняются. Семилеткам учеба всегда дается проще, чем шестилетним, если речь не идет о вундеркинде. Если в 7,5 лет проблемы не исчезли, – выбирайте школу с щадящей программой.

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo