Специалисты

Кругликова А.Ю., педагог-психолог

Душевные отношения в семье очень важны для роста и развития ребенка. А похвала служит хорошим помощником в формировании адекватной самооценки. Ребенок понимает свою ценность, важность. Он видит, что его успехи и дела замечают взрослые и не только замечают, но они действительно важны для близких людей.

Поэтому хвалите детей как можно чаще!

Похвала очень тесно связана с самооценкой ребенка. Ощущение собственного успеха приводит к устойчивой позитивной самооценке, которая побуждает ребенка бесстрашно преодолевать жизненные сложности и трудности. Похвала должна стать вашим ежедневным общением, однако похвала похвале рознь. Похвала может стать как вашим союзником, так и врагом.

Очень часто бывают ситуации, когда родители, хваля ребенка, через некоторое время начинают замечать желания ребенка быть лучше успешнее быстрее красивее всех. Его уже не устраивают его прежние результаты, он жутко расстраивается, нервничает, иногда даже кричит. Естественно родители начинают не понимать  в чем дело. Кроме того, многие родители считают, что постоянное подбадривание и похвала успехов ребенка приведет к самомнению — «девочкам нужно быть поскромнее» или «детей можно захвалить, тогда совсем на шею сядут».

Похвала бывает разная. Если коротко, то похвала бывает оценочная (похвала – оценка) и одобрительная (похвала-одобрение).

В первом случае (похвала – оценка) родители оценивают действия ребенка – ты молодец, ты умница, ты лучше всех! Ты просто гений, мой герой! В этом нет ничего плохого. Но при частом употреблении, ребенок начинает стремиться действительно и во всем быть лучше всех. Это ведет не к построению адекватной самооценки, а скорее к самомнению, повышенной эмоциональности и конфликтности, жажде первенства.

Во втором случае – при похвале – одобрении родители замечают достижения и успехи ребенка но в то же время не оценивают их. Ребенок получает необходимое тепло и внимание, в то же время у него не появляется жажды быть во всем и всегда первым.

Например, мама может сказать: «В комнате так чисто! Спасибо большое!» или «Я люблю, когда в комнате такой порядок» вместо «Ты молодец, что убрал в комнате». Или: «Я очень рада, что все игрушки заняли свои места в коробках»; «Я горжусь тобой, ты смог пробежать так быстро» вместо «Ты прибежал самый первый!»; «Миша уже сам кушает ложечкой» вместо «Умничка, Мишенька, сам кушает».

Все это не говорит о том, что не нужно говорить Молодец или Умничка. Просто пытайтесь разнообразить Вашу речь другими предложениями и словами. Лучше, если это будут слова одобрительные, а не оценочные.

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo