Специалисты

НАУКА РАССТАВАНИЯ, ИЛИ КАК СПРАВИТЬСЯ СО СТРАХОМ РАЗЛУКИ С МАМОЙ

29

июня

2022

Кругликова А.Ю.,

канд. психол. наук, педагог-психолог

На третьем году жизни многим малышам приходит время идти в детский сад. Временная разлука со всем привычным и родным – необходимый этап взросления детей. Чтобы стать взрослыми, им нужно научиться расставаться с близкими и прежде всего с матерью.

Однако часто поступление ребенка в детский сад омрачается страхом. Почему?

Результатом тесного взаимодействия ребенка с матерью в младенчестве является эмоциональная привязанность к матери и доверие близким. Чем крепче эта связь, тем сильнее страдания ребенка, если мать, пусть даже временно, исчезает – уходит в магазин, на работу или в гости. Ранней профилактикой страхов разлуки становятся игры в прятки, когда взрослый (мать, бабушка, отец) исчезают на какое-то время, но быстро появляются. Сколько радости вызывает появлением матери вновь! Понимание, что мать и близкие могут то исчезать, то появляться, приходит к ребенку постепенно, медленно и трудно.

Чем раньше ребенок приходит в детское учреждение, тем легче он привыкает к его условиям. Достаточно вспомнить то время, когда матери отдавали детей в ясли до одного года или ближе к полутора годам. По данным исследований психологов: наличие у детей нарушений эмоционального и интеллектуального развития приводит к тому, что они намного легче адаптируются к детскому саду, поскольку эмоциональная привязанность к матери у них, как правило, тоже нарушена. Сейчас дети начинают посещать детский сад после 2-2,5 лет, ближе к трем годам, и для большинства из них возникли прочные семейные связи и стереотипы домашнего поведения.

Пока ребенок не ходил в дошкольное учреждение, он находился в родных стенах, домашнем уюте и в тесном контакте с родителями и близкими. Все было просто и понятно, его любили и принимали таким, какой он есть, угадывали его желания, считали центром семейной Вселенной. И вот теперь привычный эмоциональный комфорт отсутствует, надо привыкать к новым стенам, новым людям и к новым требованиям. Предстоит сложный период привыкания и приспособления – иначе адаптации. Взрослые должны в полной мере осознавать причину возникающих перед ребенком трудностей, только тогда можно найти правильный подход и слова утешения.

До двух-трех лет ребенок полностью удовлетворял свои потребности в общении с близкими. В этом общении он обретал безопасность и уверенность. С приходом ребенка в детский сад нарушаются привычные для него формы общения, построенные на участии, безусловной любви и заботе. Никто не спешит по его первому зову, не бросается помочь ему, не откликается мгновенно на его нужды и желания. Ребенку трудно это понять, он по привычке ждет маму, а не чужого взрослого, ее заменяющего. Это уже не привычные игры в прятки. Мама уходит всерьез и надолго, оставляя его в незнакомом месте, – а вдруг навсегда! Возникает острое, интенсивное ощущение страха. В этом страхе сплетаются воедино страх одиночества, страх потери самого близкого человека – матери, страх лишения родительской любви, защиты и внимания.

Страх разлуки с мамой – яркая эмоциональная реакция. Она возникает у ребенка при поступлении в группу детского сада в ответ на условия нового жизненного пространства, пугающую незнакомую обстановку, чужих для него взрослых и детей. Нервная система ребенка пока еще не окрепла, жизненный опыт мал, представления о жизни в большом социуме только начинают складываться. Ребенок в этом возрасте постигает окружающий мир не посредством слова, а на эмоционально-чувственной основе. Также аффективно он реагирует на расставание с близкими. На третьем году жизни все еще сохраняется повышенная возбудимость, эмоциональная чувствительность и впечатлительность. Вот почему дети испытывают такие глубокие переживания от разлуки с матерью и никакие увещевания, что здесь в саду хорошо, а мама скоро вернется, почти не действуют на ребенка.

Разлука тяжела не только для детей, но и для их родителей, особенно для матери. Многие из них так же, как их малыши, испытывают трудности и нуждаются в психологической помощи и поддержке. Обычно родителям в этот период свойственны смешанные чувства: вины, тревоги, обиды, иногда даже злости и собственного страха. Матери и сами могут создавать обстановку тревожности, необдуманно выражая свои чувства и болезненно расставаясь с малышом, они недоверчиво относятся к педагогам и их требованиям. Демонстрируя своим поведением испуг, они тем самым эмоционально усиливают воздействие на ребенка. Надо помнить, что взрослый «обучает» ребенка в любой конкретной ситуации.

Чтобы не провоцировать страхи, родители должны уметь быть спокойными во взаимоотношениях с малышом, сохранять уравновешенность и доброжелательность, быть позитивно настроенными и к воспитателям, и к детскому саду. И тогда ребенку будут передаваться эти позитивные чувства.

ПОЧЕМУ МОЖЕТ ВОЗНИКАТЬ СТРАХ РАЗЛУКИ?

Потому что дети:

  • эмоционально привязаны с рождения к матери и к привычным домашним условиям, это – возрастная особенность ребенка в младенческом и раннем возрасте, позволяющая ему расти и полноценно развиваться в атмосфере безопасности и защиты;
  • различны по своему способу освоения нового жизненного пространства: одни идут навстречу ко всему новому, незнакомому и поэтому адаптируются легко и радостно, другие от природы имеют слабую нервную систему, тяжело переживают смену привычной обстановки, что провоцирует повышенный уровень тревожности и страхи;
  • имеют такой уровень сознания, который создает основу для аффективно-чувственного проживания событий;
  • подходят к концу третьего года жизни к возрастному кризису, что ослабляет их защитные силы и способствует повышенной возбудимости, неуравновешенности, негативизму и протестному поведению.

Потому что родители:

  • вели обособленный образ жизни с ребенком, мало посещали места, где он может встретить других детей и взрослых, опасались бывать с детьми в общественных местах, ограждали ребенка от других людей;
  • редко давали возможность играть ребенку со сверстниками в песочнице, на качелях, в парке;
  • не готовили детей заранее к посещению детской группы, не знакомились с пространством детского сада;
  • в первые дни оставили ребенка на слишком долгое время;
  • выбирали не те слова утешения: «Вот поспишь, и я сразу приду», «Если не останешься в детском саду, не приду за тобой», «Не бойся, ничего страшного в детском саду нет», «В детском саду плачут только нехорошие дети».

КАКИЕ ДЕТИ БОЛЕЕ ВСЕГО ПОДВЕРЖЕНЫ

СТРАХУ ОТРЫВА ОТ МАТЕРИ?

Это дети:

  • с повышенной эмоциональной зависимостью от матери;
  • с такими типологическими свойствами высшей нервной деятельности, как эмоциональная чувствительность и впечатлительность, что приводит к яркому, образному запечатлению тех или иных событий жизни;
  • уже в младенчестве имеющие ярко выраженный инстинкт самосохранения;
  • подверженные другим ярко выраженным страхам: страх животных, сказочных персонажей, страх темноты, страх воды или высоты или страхам не по возрасту;
  • пережившие психотравмирующие ситуации (пребывание в стационаре без матери, развод родителей, смерть близких, перемена места жительства и т.п.);
  • соматически ослабленные;
  • мальчики чаще, чем девочки.

Наличие у детей острого страха разлуки с близкими очень диагностично. Это, как правило, признак повышенного риска невротизации, слабости нервной системы, склонности ребенка к высокому уровню тревожности.

Иногда – это просчеты родительского воспитания: либо по типу «кумир семьи», когда ребенок подчиняет себе взрослых, либо по типу «гиперопеки», что провоцирует острую психологическую зависимость от близких, прежде всего от матери.

Дети боязливые, беззащитные и неуверенные в себе также требуют постоянного внимания.

КАК ЖЕ ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ, ЧТОБЫ СТРАХ НЕ ВОЗНИК:

  • задолго до прихода ребенка в детский сад, готовьте его к общению с чужими незнакомыми взрослыми и детьми: ходите в гости и на детские праздники в парки и учреждения, чаще бывайте на детских игровых площадках;
  • наблюдайте за ребенком, как он себя ведет в подобных ситуациях, помогайте ему налаживать контакты с другими людьми, обучайте «волшебным словам» общения: «Как тебя зовут?» «Во что ты играешь?» «Смотри, что у меня есть!» «Давай играть вместе!» Если ребенок плохо говорит, говорите за него, давая образец поведения;
  • до первого дня прихода в группу, побывайте на площадке детского сада, побудьте некоторое время с детьми и воспитателем, комментируйте все, что видите и слышите; чаще приходите на групповую площадку в вечернее время, чтобы ребенок мог наблюдать, как родители спешат за детьми, забирают их домой, как некоторые дети не торопятся уходить, потому что им интересно здесь играть;
  • при знакомстве с воспитателями группы расскажите как можно подробнее о своем ребенке, его привязанностях, особенностях, любимых игрушках и занятиях, расскажите, как ребенок привык дома есть, засыпать, проводить время;
  • в первые дни посещения детской группы побудьте с ребенком (до прогулки, до обеда), не оставляйте его сразу в первый день надолго в детском саду, ограничьтесь парой часов, а в последующие две недели не приходите поздно и не оставляйте ребенка на полный день – это для него тяжело;
  • после 1-2 дней присутствия в группе с ребенком, научитесь мягко, но коротко расставаться с ним, не затягивайте процедуру расставания, но и не отрывайте резко его от себя, попросите воспитателя помочь переключить внимание ребенка на что-нибудь интересное.

ЕСЛИ СТРАХ РАЗЛУКИ ВСЕ ЖЕ ВОЗНИК:

  • разделите чувства ребенка, примите его страх как данность и не уверяйте, что «ничего страшного нет»;
  • не вините, не ругайте и не наказывайте ребенка за его страхи;
  • проанализируйте свое поведение и собственные чувства в ситуации расставания: дети как барометр эмоционально улавливают наше эмоциональное состояние и откликаются на него;
  • выясните дома, почему ребенок боится идти в группу, это можно сделать через игру в «детский сад», где какая-нибудь игрушка побудет самим ребенком, а вы понаблюдайте, как игрушка поступает, что она говорит и делает, спросите, что ей нравится или не нравится в детском саду, какое у нее заветное желание;
  • обязательно побеседуйте с воспитателями группы и узнайте, не произошло ли чего-нибудь неприятного для ребенка: упал, подрался, обидели дети, опрокинул горшок или посуду, плохо и крайне избирательно ест, долго не засыпает, ударился и т.п.;
  • если возможно, проконсультируйтесь с психологом детского сада, попросите его выйти в группу и понаблюдать за ребенком и его взаимоотношениями.
  • объясните на доступном языке, почему вы оставляете ребенка в детском саду, что полезного и интересного он может вынести из этого посещения;
  • дайте в детский сад ребенку его любимую игрушку или что-нибудь «маминское» – платочек, маленький кошелек, пахнущие мамиными духами, мягкую любимую игрушку, которая станет оберегом (вы ее об этом попросите), красивый носовой платочек, в который можно уткнуться, если заскучает, небольшой альбомчик с семейными фотографиями;
  • если это согласуется с правилами детского учреждения, принесите для ребенка «сонную рубашечку», подушечку-думочку, с которой можно посидеть, цветной прикроватный коврик или накидочку (хорошо, если это сделано руками мамы или бабушки) – в этом частичка дома и домашнего запаха, дорогой для ребенка символ семьи.

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ

Ребенок имеет право на свои чувства и свои переживания, даже негативные. Расставание с мамой и со всем близким, родным и домашним может пугать и расстраивать детей. На какое-то время (разное для разных детей) они чувствуют себя одинокими, заброшенными и забытыми.

Мы, взрослые, должны помочь малышу восстановить радостное ощущение жизни в новых условиях – среди других людей, новых предметов и в новом жизненном пространстве.

А для этого мы должны быть спокойны, тверды и уверенны.

Ребенок взрослеет и то, как он преодолевает страх расставания с мамой на пороге детского сада – еще одна ступень его личностного роста.

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo