Специалисты

В раннем возрасте ребёнок активно познаёт мир: «везде лезет», «все хватает», пыта­ется повторить действия взрослых. Естественно, что ро­дители ограничивают детскую инициативу или стремятся помочь ребенку в вы­полнении действия. Подобное ограничение встречает бурный протест со стороны ребёнка.

Рассмотрим случай из практики. Мама мальчика 2,5 лет рассказывает, что у её сына появилось категорическое «нет» на все предложения со стороны взрослых. Мальчик стал обидчивым. Маму беспокоят вопросы о том, что следует разрешать ребенку, а что - нет, на каких запретах стоит настаивать.

В данной ситуации маме необходимо четко определить, что «нельзя», а по каким вопросам она могла бы пойти на компромисс. Прежде всего до сознания малыша следует довести те запреты, которые связаны с причинением боли другим и себе самому. Для того чтобы «нельзя» были слышны, они должны звучать редко. Если нет опасности для жизни и здоровья людей, дайте ребенку возможность поступить по-своему и посмотреть, что получится (пролить сок, уронить игрушку). Тогда родительских запретов станет меньше, следовательно, снизится количество «нет» ребёнка. Претензии мальчика вызваны недостаточной свободой. Предоставив больше свободы в тех вопросах, в которых ребёнок уже компетентен, мама сможет вернуть взаимопонимание с ребёнком. Взрослый не может остановить познание малыша, но может участвовать в нем в качестве помощника, при­обретая тем самым возможность управлять ситуацией.

3. Часто родители обращаются с жалобой на агрессивное поведение ребёнка («бьёт, кусает»). Чаще всего агрессивное поведение у детей связано с семейной атмосферой. Некоторые родители демонстрируют образцы агрессии детям (шлёпают, кричат, разговаривают в грубом тоне).

Рассмотрим следующий пример. Девочка 2,5 лет агрессивна по отношению к сверстникам, уже покусала двоих детей. Рисуя картинки, всегда выбирает красный цвет. В семье бьёт маму и бабушку.

В данной ситуации можно предпринять следующие шаги.

Исключить агрессивные проявления всеми членами семьи, демонстрировать модель бесконфликтного поведения.

Предоставить ребёнку способы конструктивно выплёскивать свою агрессию (бить спортивную «грушу», бить в барабан, громко петь песни, поощрять рисование, которое ребёнок использует как средство адаптации).

Подчеркивать, что ребёнок хороший, хвалить за хорошее поведение.

4. Ещё одним поводом для обращения родителей к психологу являются детские страхи.

Рассмотрим следующий пример. Мама мальчика 2,9 лет обратилась с проблемой о том, что ребёнок боится летающих насекомых. Мальчик плачет, убегает и не идёт туда, где видел насекомых.

Ребёнку необходимо конкретизировать свой страх: рисунком (нарисовать мух, пчёл, пауков, которые пугают ребёнка), игрушкой, чтением сказки (например, «Муха-цокотуха»), можно проиграть историю и предложить малышу роль мальчика, который не боится насекомых.

Родителям необходимо принять меры по созданию безопасной атмосферы в семье: исключить из общения шум, крики, излишнюю опеку.

Итак, дорогие родители, помните, что в раннем возрасте многое можно скорректировать, изменив поведение окружающих ребёнка близких людей. Оставляйте для живого общения с ребенком как можно больше времени. Терпения вам в воспитании детей!

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo