Специалисты

Плач ребенка при поступлении в группу детского сада

16

июня

2023

Крымова Ю.В., педагог-психолог

Скоро в детский сад придут новые воспитанники – дети третьего года жизни. Для них начнется новый период жизни – привыкание к новым помещениям, предметам, игрушкам, к новым детям-сверстникам и новым  людям – воспитателям группы и их помощникам. Родители понимают, что ребенку предстоит трудный этап, они тревожатся, переживают, задают много вопросов. И больше всего их беспокоит то, что дети будут плакать.

А долго ли он будет плакать? А можно ли сделать так, чтобы ребенок не плакал? А кто-нибудь утешит его, когда он начнет плакать? А вдруг это будет для него серьезная психологическая травма? И может быть, лучше отказаться от сада и остаться с ребенком еще на год дома.

Наш опыт показывает, как бы родители не готовили ребенка 2 лет к поступлению в детский сад, как бы их не инструктировали педагоги, трудно избежать слез малыша, впервые оказавшегося в незнакомом месте с незнакомыми взрослыми и детьми. Да, действительно, первые дни прихода в детский сад трудны для ребенка, он входит в зону дискомфорта и начинает плакать, расставаясь с мамой или другим близким лицом.

Что же можно в данном случае посоветовать.

Феномен детских слёз в период адаптации на самом деле не случаен, он закономерен. Малыша реально очень расстраивает прощание с мамой, а сил справиться ос слезами пока еще нет. Регулятивные процессы по отношению к эмоциям и поведению только начинают формироваться.

Повторяющийся плач ребенка часто усиливается в момент судорожных объятий мамы, которая не может часто спокойно расстаться с ним, буквально, отрывая сына или дочь от сердца.

Плач ребенка редко длится продолжительное время после ухода мамы. Максимум через полчаса при правильном подходе воспитателя ребенок увлекается игрушками, новыми действиями, заинтересовывается игрой, организованной взрослыми, видя пример других не плачущих детей.

Можно сказать, что в начале адаптации возникает своеобразный утренний ритуал для ребенка и для мамы. На первых порах плач ребенка вызывает у мамы желание мощно показать свою любовь – объятья, поцелуи, слезы, обещания подарков, выполнение желаний. А это вновь вызывает у ребенка ответную «любовную» реакцию – объятия и слезы. Ребенок и родитель ежедневно именно таким способом проходят все этапы расставания, чтобы успокоиться. Однако желательно, чтобы ритуал под названием «плакать, чтобы мама не ушла» не закрепился надолго, а сформировался новый – короткий и гибкий ритуал расставания.

Как помочь?

Мы считаем, что маме или другому близкому лицу очень важно убедиться в том, что ребенку после расставания с ней хорошо, и нет поводов для плача. Для этого можно выйти за дверь, ведущую в группу, и спустя некоторое время, понаблюдать и послушать. Можно издали заглянуть в окно, так как группа находится на первом этаже.

Убедиться в том, что ребенок спокоен, ухожен и не плачет, можно в тот момент, когда группа выходит на прогулку, свежий воздух, а мама идет забирать ребенка через 1-2 часа. Мама вправе спрашивать, все ли в порядке после ее ухода, спокойно ли ребенок чувствует себя в группе, охотно ли включается в процессы питания, игру, общение.  

Новый ритуал. С другой стороны с помощью психолога или по его рекомендациям мама может выстроить правильный ритуал, помогающий ребенку меньше плакать, расставаясь с ней или другим близким. Психологи рекомендуют ритуал «поцелуй в кармашке». Например, малыш переодевается, и мама перед уходом совершает ряд теплых, ласковых, ежедневно повторяющихся действий: три раза обнимает (или целует), а на прощание, «кладет поцелуй» в кармашек брючек, рубашки, костюмчика или платьица. Это может быть что-то другое, символическое, что можно спрятать в кармане (мамин платочек, пахнущий ее духами, волшебный камешек-галька, найденный вместе на отдыхе, символический ключик от дома, квартиры на хранение и пр.). Ребенок в ответ оставляет маме свой поцелуй в ее кармашек.

Важно в конце сказать: «Мой поцелуй в твоем кармашке! А твой в моем. Я тебя люблю». Это могут быть и другие слова, которые понятны и маме и ребенку.

Родителям надо помнить, что новый ритуал требует для своей выработки определенное время. В силу возраста или настроения ребенок может иногда возвращаться к прежнему способу прощания (плакать до последнего). Но если вы сделали все, чтобы новый способ расставания ему понравился, формирование нового спокойного ритуала займет непродолжительное время.

Что еще важно? Не говорите, что скоро-скоро заберете ребенка, или через час, или 5 минут. Обман не проходит, да и ребенок во времени ориентируется пока плохо. Лучше конкретизировать, отталкиваясь от понятных ребенку действий или режимных процессов: «Заберу сразу, как ты покушаешь в обед», «Приду, когда проснешься после сна» и т.п.

И еще – важно всегда держать свое слово, данное ребенку. Нужно прийти вовремя, как обещали, чтобы ребенок мог спокойно доверять маме. Если мама сказала, значит, мама придет.

Когда ребенок привыкнет, мамы могут столкнуться с обратным поведением – ребенок, возможно, будет плакать, когда его станут забирать вечером из группы. И это важный показатель того, что ребенку в детском саду нравится!

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo