Специалисты

Почему так важно наблюдать за игрой ребенка

17

апреля

2023

Что любопытного и важного мы можем узнать о своем ребенке, наблюдая за его игрой? Какие правила надо соблюдать родителям, чтобы сохранять и поддерживать «игровой мир» ребенка? И почему родители должны оставаться дилетантами, т. е. теми, кто, «не понимая», задает вопросы своему ребенку.

Что мы можем увидеть, наблюдая за тем, как играет ребенок

В первую очередь увидеть то, что ему в голову приходят идеи и какие именно это идеи. Даже самый неподходящий предмет ребенок превращает во что-то для него важное и значимое внутри этой игры. Например, обычные деревянные цилиндры могут превратиться в чашки. Железная дорога может быть построена «с нарушением» всех стандартов.

Ребенок может превратить все что угодно во все, что ему нужно. Когда идет игра, ребенок действительно видит за каким-то предметом стакан или бокал, а не пытается найти настоящий.

Родители должны демонстрировать свою непонятливость, задавая детям вопросы

Мы можем увидеть, что в одну кучу сваливаются абсолютно несоединимые вещи. Например, папа смотрит на корабль, который построил ребенок, а на палубе – и индейцы, и солдаты, и машины, и много чего еще. Папа будет делать замечание: ну как же так, это неправильно. В этот момент останавливается игра и прекращается контакт с ребенком.

Никто не просит папу в это вмешиваться. Понаблюдайте, посмотрите, что будет, как будет выстраиваться сюжет, спросите, куда они плывут. Начинайте спрашивать, а не приписывать происходящему некое свое содержание.

Интересным образом устроены конструкторы, где есть инструкции. Когда мы покупаем конструкторы, ребенок собирает их по схеме, возвращаясь обратно, если пропустил детальку, и так пока не соберет. Это очень важный навык, но к игре не имеет никакого отношения, это чистой воды конструирование. Потом эта модель стоит и пылится, пока случайным образом не будет разрушена. И вот тут начинается игра!

Игра часто возникает там, где есть нехватка материала, атрибута, того, что пробудит воображение ребенка.

Когда конструктор собирается в произвольной форме, там может быть высокая модель детализации, а возможно, еще и насыщенности, потому что может появиться целая история.

Наша родительская позиция в данном случае – дилетантская, мы смотрим на это и говорим: слушай, а что это у тебя здесь такое? А что ты здесь сделал? А кто это? А как тебе это удалось? И если мы в себе выработаем такую исследовательскую позицию, то это будет совершенно другой тип ВЗАИМООТНОШЕНИЙ с нашими детьми.

Мы действительно выйдем на новый уровень автономии и самостоятельности нашего ребенка и начнем двигаться вперед.

Страхи родителей

Во многих своих играх дети переживают то, что им крайне важно, или то, что они для себя не могут объяснить. В таком случае они создают модельное пространство и в нем начинают переживать то, что не могу пережить в обычной жизни, или то, что они пережили, и это их каким-то образом задело, а иногда и травмировало.

Родители порой приходят в ужас, наблюдая, как дети хоронят друг друга. Строят могилы из досок, делают надписи, произносят речи. Но в этом очень важная функция игры, и очень важно позволить детям играть, не пугаясь подобных историй.

Детские миры

Дети создают формы для своей игры, если у них достаточно материала (не игрушек) дома, если у них достаточно подушек, стульев, иных вещей, которые можно двигать. И если ребенок создает предельно замкнутую форму, то это не значит, что у этой формы обязательно должно быть окно. Это значит, что надо дать ребенку возможность пережить состояние полной изоляции для того, чтобы он понял, что такое «тьма кромешная», и в какой-то момент взял с собой фонарик, или свечку, или еще что-то. Постепенно в этой постройке появится окошко, постепенно она начнет открываться для окружающих, и постепенно в ней появится вход и выход.

Очень важно обратить внимание на три параметра: проницаемость, детализация и насыщенность. Проницаемость построек связана с коммуникативной составляющей (общение). Детализация связана с осведомленностью и компетентностью (знания и представления) ребенка, а также с насыщенностью игрового сюжета. А насыщенность – это то, когда ребенок привносит в игру нечто для него очень дорогое – например, любимую игрушку, мишку, куклу, машинку, потому что за ним есть определенная история. Вы можете создавать своим детям такие миры, где они будут чувствовать себя предельно комфортно и предельно заинтересованно.

Совет: не покупайте детям игровые модули, они там играть не будут. Все равно они его разберут и утащат туда, где им будет комфортнее, удобнее. И возьмут из модуля только то, что им сейчас нужно для СВОЕЙ игры.

Правила для родителей

Но есть два правила. С одной стороны, мы должны обсуждать детские поделки из ситуации дилетанта, не знающего, что это такое, но с другой стороны, мы все время должны пользоваться тем языком, который ребенок вводит в диалогах. И если он говорит, что это обгоревшая пожарная машина, значит дальше в разговоре вы ее именно так и называете – обгоревшая пожарная машина.

Помните, что дети борются за признание, за уважение к своей личности. Им крайне важно признание от Вас, они интуитивно хотят его от Вас получить. Признание и уважение питают самосознание ребенка.

Хотя не только Ваше признание им важно, им также важно признание ровесников, но это другая история, не домашняя.

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo