Специалисты

Кругликова А.Ю., канд. психол. наук,

педагог-психолог

Ваш малыш идет в детский сад. Осталось немного времени, и ему предстоит войти в новые социальные условия жизни. Процесс адаптации всегда связан с тревогами не только ребенка, но и родителей. И есть одно замечательное средство, помогающее уменьшить эти. две эти тревоги. Это игра. Игра ролевая, сюжетная, совместная мамы и ребенка.

Сюжетно-отобразительная игра. Выберите любимую игрушку ребенка (зайку, мишку, куклу, лошадку и пр.) и в течение дня проиграйте все игровые действия, которые в будущем предстоит освоить ребенку в связи с поступлением в детский сад. Для этой игрушки надо подобрать кроватку с постельными принадлежностями, стульчик, столик, посуду, одежду, мелкие игрушки и т.п. Из коробок или конструктора постройте «детский сад», куда ребенок приведет своего подопечного.

Вот малыш встал, идет будить, например, зайку. Мама показывает, как будить, напоминает, что зайчику пора собираться в детский садик. С помощью дальнейших игровых действий в игре ребенок получает представление, что происходит в детском саду: сборы дома, приход в группу, завтрак, игры на прогулке, обед, переодевание, дневной сон и уход домой и т. д. Покажите, как зайчик познакомится с воспитателем, другими детками, как будет играть с ними. На игрушке хорошо проиграть тот ритуал расставания, который мама сама будет использовать с ребенком в период адаптации. В игре полезно больше самостоятельности передать ребенку: одевает зайку, кормит его, водит на прогулку, последовательно укладывает спать (разбирает постель, сажает на горшок, укладывает, баюкает и пр.).

Старайтесь, чтобы игра вызывала положительные эмоции. В игре должна быть спокойная и знакомая домашняя обстановка, все происходит дома, можно вывести зайку на прогулку. Все старайтесь проговаривать, называть все предметы и действия. Это позволит обогатить у ребенка багаж бытовых знаний. В центре игры только сам ребенок, все остальные родственники, другие игрушки – его помощники. Такая игра поможет ребенку все запомнить и потом сделать мысленный перенос на детский сад: дети вместо игрушек, воспитатель вместо мамы или бабушки и т.д.      

Играйте с ребенком в детский сад ежедневно в течение недели, потом можно проиграть всю игру в отдельный промежуток времени. Игра может сопровождать весь день ребенка: зайка вместе с ребенком кушает, идет гулять, играет, укладывается в кроватку и т.п. Сопровождайте игру песенками, рифмовками, приговорами. Тон всегда мягкий, уговаривающий, успокаивающий. Этот цикличный игровой ритм приучит ребенка к выполнению каких-то действий, что очень важно для его привыкания к детскому саду.

Одновременно наблюдайте, какие игровые действия (есть, одеваться, туалет) особенно напрягают ребенка. Уделите им внимание. Отслеживайте, какие у ребенка навыки сформированы хорошо, какие требуют внимания. Учите ребенка взаимодействовать в совместной с мамой игровой деятельности.

Дружба с детским садом начинается дома. Уже сейчас на прогулках с детьми разучите несложные игры-наблюдения. Они позволят потом превратить дорогу в детский сад в познавательную, развивающую, интересную игру для ребенка. Игру, которая поможет пробудить его речь и мысли. С подобными играми дорога станет весёлой, будет отвлекать ребенка от возможного беспокойства, связанного с посещением детского сада. Какие же это игры?

«Я вижу что-то…» (красное, квадратное, большое, полосатое и пр.).

«А что там?» (на дереве, за поворотом, за домом и т.п.)

«Ведем зайку в детский сад»: брать с собой игрушку, чтобы отвести ее в детский сад. Рассказываем, как идем, едем, что видим вокруг, напоминаем зайке правила поведения в группе; по приходу прощаемся с зайкой или даем маме проститься с зайкой, оставляя его с собой.

Игры для прощания в детском саду. Если ваш ребенок с трудом расстаётся с вами по утрам и испытывает отрицательные эмоции, предлагаем несколько советов, которые помогут наиболее безболезненно оставлять малыша утром в группе.

  • Скажите ребёнку уверенным и доброжелательным тоном, что вам пора идти.
  • Поцелуйте его, словно ничего не происходит, и уходите не задерживаясь. Продемонстрируйте свою уверенность словами: «Вижу, у тебя сегодня ожидается весёлый день».
  • Скажите ребенку, как он сможет определить время, когда вы должны за ним прийти (например, сразу после обеда), и будьте точны.
  • Попрощавшись, уходите не оборачиваясь.
  • Придумайте ритуалы прощания в детском саду с ребенком (троекратное объятие, особые обнимашки, поцелуйчик в носик, поцелуй в кармашек, который ребенок маме возвращает при встрече и пр.).

Игры дома после прихода из детского сада. Организуйте дома после пребывания в саду веселые активные игры, разряжающие эмоции в кругу любящих людей.

Выбирайте игры по состоянию и самочувствию ребенка. Если он возбужден, нужно начать спокойные игры, организовать чтение книжек, беседы, рассматривание семейных фотографий.  Возможны спокойные «прятки» в домиках из подушек, в картонных коробках, прохождение полосы препятствий из подушек или массажных ковриков, массаж под проговаривание стихотворения «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы…» и пр.

Если нужно поднять ребенку настроение, то игры веселые: катание на одеяле, на кресле-груше с любимой песенкой, походить на ногах у папы, бухты-барахты на ковре, заворачивание в одеяло и катание, качать за руки и за ноги (осторожно, некоторым детям с риском подвывиха противопоказано, лучше захват под грудью), качание на качелях в гамаке, в слингошарфе, подвешанном под высоким столом.

И еще ряд советов:

  • Говорите о детском саде как месте для игр, общения и веселого времяпровождения с другими детьми.
  • Интересуйтесь вечером, в какие игры играли, с кем было весело, с кем играл на прогулке и пр.
  • Никогда не пугайте ребенка детским садом.

И помните! Дружба ребенка с детским садом начинается дома.

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo