Специалисты

УСПЕХ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ ЗАВИСИТ ОТ УВЕРЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ

1

июня

2023

«Не стоит настраиваться на максимально высокий результат,

даже если все говорят, что ваш ребенок гений»

Мы чаще говорим о готовности ребенка к школе, но забываем, что должна быть и готовность родителей, для которых поступление ребенка в первый класс становится настоящим испытанием. Уверена, что родители не меньше, чем дети, волнуются перед началом учебного года, причем у многих эти тревоги начинаются задолго до школы. Кто-то из них уже определил не только способности и склонности своего ребенка, но спланировал для него не только школу, но и выбор профессии, профессиональную карьеру. Увы, такие родители могут не увидеть реальных трудностей ребенка в школе, проблем адаптации, не пожелают снизить нагрузки и отказаться от школы высокого уровня, считая ребенка виновником трудностей в обучении.

Есть и другие, «тревожные» родители, оберегающие ребенка от малейшего напряжения и забот. Они будут стремиться к чрезмерной опеке ребенка, будут выполнять домашние задания не вместе с ним, а вместо него, готовы оправдывать конфликты со сверстниками, игнорировать неготовность ребенка к соблюдению элементарных правил поведения. Такие родители сами «не готовы» к школе, поэтому сложно будет адаптироваться и им, и детям.

Третья группа родителей – это те, кто во всем будут полагаться на школу, всегда и во всем соглашаться с требованиями и мнением педагога без учета возможностей и особенностей своего ребенка. Такая «готовность» родителей с радостью принимается школой, но может оказаться проблемой для ребенка. Не всегда и не во всем стоит безоговорочно соглашаться и с требованиями школы, с мнением учителя. Важно еще понимать настроение ребенка, его самочувствие в классе. Оно может быть негативным, вызванным не сложившимися отношениями с учителем или сверстниками, жесткими требованиями.

Итак, «готовность родителей к школе» — это знание и понимание сложности процесса обучения, учебных нагрузок, создание рационального режима, умение помочь ребенку в сложной ситуации, быть «на стороне ребенка». И при этом важно уметь выстроить конструктивное и доброжелательное взаимодействие с учителем. Успех адаптации к школе и ребенка, и родителей зависит от установки, от настроя перед школой, от ожиданий. Поэтому три рекомендации психолога:

  1. Не стоит настраиваться на максимально высокий результат, даже если все говорят, что ваш ребенок способный и, возможно, даже гений.
  2. Не нужно заранее бояться трудностей и проблем: они будут, но практически все они разрешимы при должном внимании к ребенку и понимании причин его учебного поведения.
  3. Спокойствие, уверенность и успех вашего ребенка напрямую зависят от вашего спокойствия и уверенности в преодолении всех проблем.

Советы по выбору школы. К выбору школы стоит подойти серьезно, ориентируясь не на мифические рейтинги и мнения, не на желание родителей, а на соответствие возможностей и требований школы индивидуальным особенностям и возможностям ребенка. Прежде чем выбрать школу и учителя, прислушайтесь к своему ребенку, узнайте у специалистов и воспитателей мнение о его развитии, сильных и слабых сторонах его личности.

У любой школы есть регламентирующие документы, которыми она обязана руководствоваться в своей деятельности. Они определяют программу обучения, режим учебных занятий, допустимую нагрузку, общую организацию учебного процесса, тот или иной уровень реализуемой программы. В разных школах есть нюансы организации питания, режима продленного или полного дня. Это то, о чем вы, родители, должны быть подробно информированы. Это поможет понять, насколько комфортно будет в школе именно вашему ребенку.

Кроме готовности детей и родителей к школе, не менее важна и готовность школы принять первоклассников. В чем эта готовность должна выражаться? И какие факторы мешают успешной адаптации ребенка в первый год обучения? Для успешной адаптации в школе каждого ребенка необходимо учитывать особенности разных детей, однако сегодня в редких школах есть такие возможности и условия. Высокая интенсификация учебного процесса, жесткие временные рамки освоения базовых учебных навыков, не всегда спокойное и доброжелательное взаимодействие педагога с учениками не способствуют успешной адаптации. Не случайно причиной нарушения адаптации ребенка к школе являются перегрузки, неадекватность методик и отсутствие индивидуализации обучения.

Какие еще критерии помогут родителям выбрать школу и учителя в зависимости от особенностей ребенка? Сначала необходимо решить, стоит ли идти в школу в этом году? С большой долей вероятности ребенку пора в школу можно сказать, если ребенку на 1 сентября будет 6,5 лет, он здоров, бодр, активен, ему нравится узнавать новое, он с интересом рисует, считает, рассказывает, рассуждает, у него хорошо развита речь, он слушает и обсуждает прочитанное, с удовольствием общается со сверстниками и готов разговаривать со взрослыми, может сосредоточенно выполнить какое-то простое задание.

Важно ознакомиться у психолога с результатами тестирования, определяющими готовность ребенка к школе. Методики тестирования могут быть разными, но, если психолог в детском саду или в школе советует еще год подождать, стоит прислушаться к его мнению. Можно продублировать тестирование у другого специалиста, но чаще всего рекомендации совпадают.

Родители очень расстраиваются, если по результатам тестирования детей не берут в какую-то школу (чаще гимназию, лицей), настаивают и иногда добиваются. Однако есть десятки случаев, когда через полгода или через год из этой школы детям пришлось уйти. Педагоги и психологи школы хорошо знают особенности организации учебного процесса, систему требований, нагрузки и фактически ограждают детей от череды возможных неудач адаптации.

Конечно, в школу полного дня не стоит идти ребенку с отклонениями физического и психического здоровья, потому что напряжение первой (учебной) половины дня продолжится и во второй половине, а это не по силам таким детям. Им после уроков необходимо погулять, отдохнуть (иногда и поспать), в спокойной обстановке сделать домашние задания, поиграть, заняться любимым делом и тому подобное. Таким детям будет удобна школа рядом с домом, чтобы не тратить время и силы на поездку в школу и обратно.

Детям с проблемами речевого развития, которые продолжают занятия с логопедом, будет сложно в школе с углубленным изучением иностранных языков. Скорее всего, изучение иностранных языков будет эффективным уже в более старшем возрасте. Выбирая школу, необходимо учесть возможности для дополнительных занятий музыкой, спортом, рисованием и прочее, особенно если эти занятия начались еще до школы.

Что еще необходимо делать родителям? Внимательно относиться к рассказам ребенка о школе, сверстниках, учителе, ситуации в классе, к тому, что ему нравится и не нравится, к тревогам и волнениям по поводу школьных ситуаций, выполнения домашних заданий, к тому, что «понятно и непонятно». Обо всем разговаривать, обсуждать, внимательно слушать. Дети рассказывают все как есть, если не боятся, что их будут ругать и стыдить.

Смена учителя и школы — сложная ситуация, ее можно рассматривать только в том случае, если ребенок категорически отказывается идти в класс (школу), если предприняты все попытки спокойного и конструктивного разрешения конфликта, если не найдено взаимопонимание с учителем. Переход на семейное обучение может быть выходом как для ребенка с ОВЗ, не вписывающегося (по разным причинам) в условия и требования школы, так и для родителей. Это ответственный шаг и совместное решение ребенка и родителей. Подчеркну — решение, подкрепленное необходимыми условиями и возможностями, а не просто желание. При принятии решения можно посоветоваться, все обсудить, взвесить возможности и риски.

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo