Методическая работа

Особенности профессиональной деятельности и подготовки педагогов по программе «Развитие» под редакцией А.И.Булычевой

17

января

2020

Особенности профессиональной деятельности

и подготовки педагогов по программе «Развитие» под редакцией А.И.Булычевой

(взаимодействие взрослых с детьми,

кадровые условия реализации программы)

  

Одним из условий влияния окружающей среды на развитие ребенка является участие находящегося рядом взрослого, а в детском саду – педагоги. Основным требованием к профессиональной деятельности педагога становится высокий профессионализм, т.е. высокий уровень педагогической и психологической подготовки. Это его представление о возрастных особенностях развития детей, возможных специфических и индивидуальных особенностях, знание концепции, в рамках которой проводится обучение, а также детальное знание самой развивающей программы, владение конкретными методиками работы. Влияние педагога на развитие ребенка может проявляться через систему ценностей и личностных установок педагога. Решающими при этом, по мнению В.А.Петровского, становятся отношение к развитию и готовность принятия на себя ответственности за ребенка или уклонение от нее. Различия в степени принятия ответственности педагогом и понимания им развития ребенка приводят к возникновению различных стилей воспитания, к различным формам проявления воспитательской позиции. Наиболее оптимальным для развития детей общепризнанным считается личностно-ориентированное взаимодействие воспитателя с детьми.

 

В концепции развития ребенка с позиций личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми основной целью становится обеспечение ребенку психологического здоровья ребенка, заключающегося в доверии к миру, радости существования, сопровождающегося чувством психологической защищенности, развитие начал личности как базиса личностной культуры, а также индивидуальности ребенка. В программе «Развитие» для осуществления этого предлагается тактика сотрудничества, создание и использование педагогом образовательных ситуаций, дающих детям возможность проявления интеллектуальной и личностной активности, динамика стилей общения в зависимости от типа образовательной ситуации.

 

В многочисленных исследованиях, выявляющих влияние педагогов на развитие личностных особенностей детей не рассматривается, однако, как педагог приобретает возможность взаимодействовать с детьми таким образом.

 

Анализируя процесс педагогического взаимодействия взрослого и ребенка, следует отметить, что важное место в таком взаимодействии отводится смысловым, мотивационно–потребностным особенностям педагога, особенностям его профессиональной деятельности.

 

Такое взаимодействие будет определяться и возможностями педагога взаимодействовать с ребенком определенным образом, наличием у взрослого определенных способов взаимодействия. Такие способы могут быть описаны как способности коммуникации с людьми вообще и регуляции своего собственного поведения. В профессиональной деятельности такие способности будут проявляется в виде сорегуляции с детьми.

 

В содержании программы уже заложен принцип развивающего обучения и взаимодействия, но от того как это содержание будет подаваться, зависит, произойдет ли оно. Можно выделить несколько аспектов в деятельности воспитателя, от которых зависит это «как».

 

Совершенно необходимо наличие у педагогов знаний о

  • психологических возрастных особенностях детей,
  • закономерностях развития умственных, коммуникативных и регуляторных способностей,
  • развитии эмоциональной сферы детей и взрослых,
  • методах образовательной работы в виде знания программы,
  • приемах профессионального взаимодействия: мотивации, переключении внимания, работы с чувствами, и др.,
  • особенностях взаимодействия педагога с детьми.

 

Следующий аспект – осознание педагогом задач своей профессиональной деятельности, принятие профессиональной позиции педагога, ориентированного на развитие ребенка. Рефлексия педагога как профессионала: любая ситуация в группе -это профессиональная задача, «которая стоит передо мной, и интересно найти ее решение». Такое отношение кардинально меняет поведение воспитателя, так как он перестает реагировать эмоционально спонтанно (под влиянием страха, злости, обиды), а начинает действовать осознанно с чувством интереса. В этом случае не эмоции ведут за собой действия педагога, а педагог научается осознавать свои спонтанные эмоции, переключать их на позитивные познавательные, действовать адекватно, решая проблему, возникшую в конкретной ситуации, как профессиональную задачу. Кроме того, что такой подход развивает воспитателя и профессионально и личностно, он значительно облегчает работу воспитателя и предотвращает эмоциональное выгорание.

 

Следующий аспект - владение педагогами способами педагогического взаимодействия:

 

А. Постановка и удерживание педагогических задач (как способ педагогической коммуникации, регуляции профессиональной деятельности).

 

Б. Владение приемом обучения детей, ориентированного на развитие:

  • задаю задачу детям (с применением показа, речевого объяснения, созданием адекватной мотивации, голосовых модуляций, переключения внимания),
  • смотрю за проявлениями детей,
  • выявляю неверный результат или неправильные действия,
  • выявляю чувства детей,
  • фиксирую свои чувства, возникающие по поводу неуспешности ребенка (детей) (раздражение, опасения, боязнь),
  • принимаю неуспешность, актуализируя педагогическую задачу: обучение детей,
  • изменяю задачу или условия.
  • повторяю до момента достижения ребенком положительного результата,
  • проявляю положительное отношение к результату.

 

Все это возможно при условии отношения к ребенку, как к личности или субъекту, т.е. с уважением. Такое отношение проявляется в способе общения и взаимодействия с детьми, когда, прежде всего, понимаются и принимаются их чувства и переживания, и только после этого ребенок вовлекается в задачи, стоящие перед педагогом.

 

Проявление такой установки у воспитателя можно отметить по преобладанию в общении с детьми следующих проявлений:

 

1. Стремление к ясности в своей речи (понятности) - как в смысловой стороне речи (наличие развернутого, правильно построенного высказывания, адекватное употребление слов), так и в моторно-артикуляционной стороне речи (четкость произношения).

2. Количество высказываний – параметр, свидетельствующий о достаточном большом количестве высказываний воспитателя, обращенных к детям.

3. Отсутствие высказываний, нарушающих общение - отсутствие угрожающей, унижающей речи или манипуляций, проявляющихся в речи, которые свидетельствуют о нарушении общения.

4. Владение широким диапазоном интонаций – возможность воспитателя пользоваться интонациями различных типов адекватно ситуации (негативной, нейтральной и позитивной, с различными оттенками).

5. Преобладание позитивной интонации в общении с детьми.

6. Адекватность интонации высказыванию – соответствие интонации смыслу высказывания (например, ирония, как несоответствие).

7. Наличие «положительной» тактильной коммуникации – прикосновения к ребенку для управления его поведением или для проявления отношения к нему.

 

И, конечно же, все особенности взаимодействия педагога с ребенком, в конечном счете, направлены на изменение состояния ребенка, оптимального для развивающего обучения, т.е. необходима его активность, состояние поиска, ориентировки. Значит, он должен обследовать все доступные ему возможные варианты решения возникающей задачи (познавательной, коммуникативной), выявить самостоятельно, что подходит, а что – нет. Это будет проявляться в ошибках, которые являются внешним проявлением присвоения материала. Поэтому «высшим педагогическим пилотажем» можно считать положительное отношение к ошибкам и умение их использовать. (Ошибки могут быть разного смысла: ориентировочные, неверно сформированное действие. С разными ошибками педагогу следует работать по-разному.)

 

Любая ситуация пребывания ребенка в детском саду может рассматриваться как образовательная и вносить свой вклад в развитие ребенка. Бытовые ситуации (еда, сон, прогулка, мытье рук) направлены на поддержание и укрепление здоровья ребенка, ситуации занятий, наблюдений, экспериментирования, чтения детям литературных произведений, игра – на развитие познавательной и эмоционально-личностной сфер ребенка. В то же время и в тех, и в других ситуациях происходит общение и взаимодействие ребенка с взрослыми и другими детьми, действия с предметами по их функции, так, как это принято в обществе. Удерживание педагогом образовательных задач, содержащихся в этих ситуациях (например, овладение правилами вежливого обращения во время игры или способами действия с предметами во время одевания или еды и др.) позволяет развивать коммуникативные и регуляторные способности. Важно при этом осознанное профессиональное отношение педагога к взаимодействию и общению с детьми.

 

Личностные особенности самих педагогов также становятся факторами, влияющими на их профессиональную деятельность. Поэтому еще одним значимым фактором, условием профессиональной деятельности педагогов становится их личностная готовность к работе с детьми: эмоциональная стабильность, позитивный настрой по отношению к окружающим, положительная Я-концепция (представление о себе), способность к выдерживанию сильных чувств детей (других людей), выдерживание ситуаций неуспеха детей, часто возникающих в процессе обучения.

 

Все это позволяет нам ставить вопрос о необходимости образовательной работы с педагогами. Образовательная работа может проводиться в ДОУ по следующей программе.

 

1. Проведение развивающих бесед по темам:

  • «Способности. Знания, умения, навыки. Отличие способностей от знаний, умений, навыков».
  • «Регуляторные способности. Роль взрослого в развитии регуляторных способностей».
  • «Возрастные особенности регуляции поведения детей дошкольного возраста».

2. Знакомство педагогов с последовательностью профессиональных действий, направленных на регуляцию поведения детей.

3. Знакомство педагогов с последовательностью профессиональных действий, направленных на работу с чувствами детей или другого человека вообще.

4. Проведение групповых занятий по значимым для педагогов проблемам:

  • поведение детей, не соответствующее ситуации, «поведенческие символы», потребности детей, стоящие за тем или иным поведением,
  • чувства взрослых, возникающие в связи с тем или иным поведением детей,
  • ситуации, требующие введения правил поведения детей,
  • правила, требующиеся в той или иной ситуации,
  • способы введения правил,
  • обучение детей действиям по правилам,
  • проявление педагогами собственных проблем, провоцирующих символическое поведение самих педагогов, определенных «поведенческих символов», мешающих принимать на сознательном уровне поведенческие проявления детей,
  • возможные действия педагогов в ситуациях неадекватного поведения детей в ДОУ.

5. Проведение игр и упражнений, позволяющих педагогам эмоционально прожить и прочувствовать состояние участников ситуаций неадекватного поведения.

6. Ведение педагогами дневниковых записей ситуаций нарушения поведения детьми в ДОУ и педагогического воздействия воспитателей на детей.

7. Составление педагогами перечня правил поведения детей и взрослых, в различных ситуациях пребывания в ДОУ.

8. Описание ситуации оказания поддержки, помощи ребенку, видов поддержки детей и др.

9. Осознание и принятие чувств, наиболее часто встречающихся в сложных ситуациях взаимодействия: злость, страх, обида, по традиции больше всего вытесняемых в общении и др.

 

В обучении особое внимание уделяем:

  • умению педагогов распознавать в поведении детей «поведенческие символы», рассматриванию различных проявлений детей с точки зрения стоящих за ними потребностей,
  • определенным способам коммуникации, предполагающим развитие произвольности в выборе социально приемлемых действий взрослых, вызываемых эмоциональным состоянием детей,
  • выработке у взрослых умения формулировать вербальное послание, в котором принимается состояние ребенка и передается свое отношение к ситуации,
  • разделению в сознании взрослых понятий «чувство» (эмоция) и «проявление чувства», различению этого как на примере эмоциональных проявлений самих взрослых, так и при восприятии эмоциональных проявлений детей,
  • отработке у взрослых способов принятия своих и детских переживаний (эмоций).

 

Отношение взрослых к своим эмоциям, особенности их проявления, способы обхождения с негативными переживаниями проявляются во взаимодействии взрослых с другими людьми и перенимаются детьми по подражанию неосознанно в совместном бытовом проживании взрослых и детей. Взрослые при этом передают те способы, которые получили аналогичным путем в своем детстве.

 

Основным правилом обращения с чувствами в социуме является подавление негативных эмоций, как неприемлемых для совместного социального существования. Их проявления, а вслед за этим и само их существование отвергаются. Это происходит потому, что они не отделяются от неприемлемых действий. Эта позиция транслируется взрослыми, окружающими детей, родителями и воспитателями, детям.

 

Образовательная работа с взрослыми предполагает изменение способов проявления эмоций взрослыми и одновременно изменение их отношения и реакций на эмоциональные проявления детей (адекватная воспитательная позиция). Просто знания об этой позиции декларируются, но не реализуются без формирования у самих взрослых адекватных эмоциональных образов ситуаций взаимодействия, действенного, реально, «здесь и сейчас» происходящего освоения правил коммуникации.

 

Это становится возможным только при осознании каждым из участников тех ситуаций (событий), которые сопровождаются для него конфликтным взаимодействием с ребенком (или другими людьми вообще).

 

Средством при этом становится эмоциональный образ проживаемой «здесь и теперь» ситуации, выработка участниками правил поведения в ней; действиями – выполнение движений, рисование, лепка, словесное описание, рассказывание, называние и др.

 

Обучение взрослых предполагает, таким образом, овладение ими способами, позволяющими им самим эмоционально или сознательно принимать различные ситуации коммуникации с детьми, преодоление собственных эмоциональных проблем, провоцирующих проявление их собственных поведенческих символов.

 

В работе группы педагогов занятия стоит посвящаются решению этих задач в ходе обсуждения разных актуальных для участников ситуаций. Для педагогов важны конкретные проблемы в поведении детей, конкретные случаи из их профессиональной деятельности. Однако, по мере возможности (а в начале работы – предпочтительно) «прорабатывать» и личные проблемы, если они актуализируются на занятиях. Каждый конкретный случай следует начать с описания действий детей в ситуации, прояснить переживания детей и взрослых в ситуации, а главное – чувства, возникающие у ее участников, а затем подойти к правилам, существующим в д/с правил для таких ситуаций. В заключении ввести или напомнить правило обращения с чувствами: чувствовать можно все, а действовать – по правилам поведения для данной ситуации, по правилам коммуникации.

 

Оценка профессиональной деятельности воспитателя может проводиться методом направленного наблюдения в любой ситуации жизнедеятельности группы.

 

Основным условием реализации программы с запланированным авторами итогом – развитием ребенка – является взаимодействие с воспитателем, подготовленным как теоретически, так и практически. 

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo