Группы
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЗРОСЛОГО С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ФОЛЬКЛОРА
20
октября
2021
Воспитатели
группы «Колобок»
Иволга С.В.,
Лукичева О.П.
Актуальность темы заключается в том, что с помощью фольклора воспитатель легче устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Потешки, приговорки, попевки – первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает чувства, речь, формирует отношение к окружающему миру. По определению К.Д. Ушинского, малые формы фольклора помогают «выломать язык ребенка на русский лад» Звучность, ритмичность, напевность, занимательность малых форм фольклора привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.
Цель: создание условий для положительного личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми раннего возраста посредством малых фольклорных жанров.
Задачи:
- Использовать малые фольклорные формы во взаимодействии с детьми группы, создавая эмоционально-положительное отношение к режимным процессам и к общению с взрослым и сверстниками.
- Формировать восприятие малых фольклорных форм на основе ритмико-мелодической структуры языка.
- Стимулировать речь детей как средство общения, вызывая у них подражание словам, фразам из соответствующим фольклорных форм.
- Воспитывать интерес к фольклору, вызывая эмоциональную отзывчивость к его образам и языку.
- Воспитывать на основе устного народного творчества положительное отношение к воспитателю, детям группы, к совместной с взрослым деятельности во всех режимных моментах.
Задачи реализуются нами последовательно через ряд этапов:
1-й этап организационный: на этом этапе мы изучили нормативные документы, программы, проанализировали сборники фольклора, осуществили подбор потешек, песен, считалок, пальчиковых игр, прибауток, иллюстративного и дидактического материала; внесли изменения в организацию предметно-развивающей среды в группе.
2-й этап основной: включение малых фольклорных форм и иллюстративного материала в процессе режимных моментов, непосредственной организованной и совместной деятельности воспитателя с детьми.
3-й этап заключительный: подведение итогов работы, обобщение опыта и трансляция его на педагогических советах и в работе с родителями воспитанников (создание рекомендаций).
Проанализируем работу подробно в соответствии с этапами.
На организационном этапе, изучив ФГОС ДО и психолого-педагогические условия для положительного взаимодействия с детьми, нами было рассмотрено содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», современный педагогический опыт по использованию фольклора во взаимодействии с детьми раннего возраста.
В развивающей предметно-пространственной среде группы организовали уголок книжек-малышек с фольклорным материалом и наглядными яркими иллюстрациями. Из фольклорного материала, с помощью которого мы организовывали режимные моменты, был создан дидактический альбом «Фольклор во взаимодействии с детьми раннего возраста». В нем были представлены все режимные моменты в процессе пребывания ребенка в детском саду и в соответствии с ними потешки, песенки, стихи и т.п.
На 2-м этапе разработали перспективное планирование работы, исходя из основной образовательной программы детского сада, которая была создана на базе программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы.
Был собран и обобщен опыт использования фольклора во взаимодействии с детьми нашей группы, начиная с адаптационного периода. В этот период потешки, песенки, прибаутки являются незаменимым помощником воспитателю, они помогает установить контакт с ребенком, вызвать симпатию ребенка к воспитателю. В период адаптации к условиям детского сада каждый ребенок скучает по маме и дому. Он еще не умеет и не хочет общаться с незнакомыми ему взрослыми и детьми. Яркие, образные фольклорные произведения, подобранные ко времени и к месту, помогают вызвать у ребенка положительные эмоции к воспитателю.
Взаимодействие с детьми утром начинается со встречи и называния имени ребенка. Здесь также помогает фольклор. Так многие народные произведения позволяют подставлять в обращение любое имя:
Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий?
Ванечка хороший. Ванечка пригожий.
Или, обращаясь к другому ребенку:
Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий?
Димочка хороший. Димочка пригожий.
Простые, короткие фразы побуждают малышей к действиям. Произнесенные нараспев, ласково, негромко, они успокаивают, настраивают на сон, отдых или на активную деятельность – умыться, одеться, привести себя в порядок. С удовольствием дети слышат потешки:
Водичка, водичка!
Умой мое личико
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Или:
Руки надо с мылом мыть,
Рукава нельзя мочить,
Кто рукавчик не засучит,
Тот водички не получит.
Ритмические слова вызывают у ребят радостное настроение, они с удовольствием подставляют руки под струю воды.
Наш опыт показывает, что малые фольклорные формы способствуют формированию навыков самообслуживания и гигиены у детей раннего возраста. Показ нужного трудового действия обязательно сопровождаем потешкой, песенкой. Всё это помогает малышам запомнить последовательность процедуры для формирования навыка. Одновременно ребенок запоминает и веселую потешку. Таким образом, целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора в работе с детьми раннего возраста помогает им овладеть и первоначальными навыками художественно-речевой деятельности.
3-й этап заключительный был посвящен подведению итогов по критериям: «взаимодействие с детьми» и «речевое развитие». Диагностика развития ребенка осуществлялась посредством наблюдения за детьми в процессе пребывания в детском саду.
Критерии по взаимодействию:
3 балла – ребенок с интересом откликается на взаимодействие с воспитателем, проявляет эмоциональную отзывчивость, внимательно прислушивается к потешкам; хорошо адаптируется ко всем режимным моментам;
2 балла – ребенок откликается не всегда, отзывчивость проявляется периодически; адаптируется недостаточно быстро;
1 балл – ребенок слабо откликается на взаимодействие с воспитателем, не проявляет интереса к нему и к потешкам, с трудом адаптируется к режимным моментам.