Группы

МАЛЕНЬКИЙ ТЕАТР В ЖИЗНИ ГРУПП СЕМЕЙНОЙ ЛОГОПСИХОТЕРАПИИ ДЛЯ ЗАИКАЮЩИХСЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

14

декабря

2020

А.С. Полякова, учитель-логопед,

Е.В. Прокопец, воспитатель

А.П. Иванова, воспитатель

 

В статье описан опыт использования театрализованных средств в реализации семейной групповой логопсихотерапии для дошкольников с заиканием.

 

Фея знала своё дело, и, летая в небесах,

Днём и ночью, то и дело, совершала чудеса.

Фея Кукол создавала, мастерила, колдовала.

Всё, чего она касалась, оживало, просыпалось.

И в её руках послушно обретали Куклы Души.

Ведь у Кукол судьбы тоже с человеческими схожи.

А потом свои трофеи раздавала людям Фея.

Потому, что это средство,

Чтобы вечно помнить детство …

 Л. Рубальская

 

А.П. Чехов утверждал, что настоящий педагог должен быть хорошим художником и артистом, горячо влюбленным в свое дело. Убедительность, индивидуальность, харизма и артистизм педагога – это ступени на пути его успешного восприятия воспитанниками и учениками, сказочная тропинка, которая может проложить путь к их чувствам, душам и сердцам.

Мир дошкольного детства ярок и прекрасен в своем буйстве красок, мыслей и идей. Но в то же время сложен, особенно когда дети сталкиваются с трудностями и испытывают потребность в особых условиях воспитания, развития и образования. И эти условия создают педагоги, обеспечивая помощь, коррекцию, социальную реабилитацию.

На протяжении почти двух десятилетий мы, педагоги МБДОУ д/с «Здоровый ребенок» г. Таганрога, реализуем программу «Семейная групповая логопсихотерапия для заикающихся дошкольников в условиях детского сада» (Н.В. Глухова-Зиздо) – адаптированный вариант семейной групповой логопсихотерапии Н.Л. Карповой. Наши воспитанники – это дети с особыми потребностями, которым просто необходимо обретать навыки плавной красивой речи, похожей на речь великих артистов, дикторов телевидения, ораторов и, конечно, любимых сказочных героев. Но так ли просто замотивировать маленького человечка, у которого еще нет осознанного страха речи, и который не понимает необходимости приобретения новых знаний и умений в области сценической речи, актерского мастерства, умения держаться на сцене. Ответ очевиден …

Вот здесь на помощь и приходит театр!

В нашей дошкольной группе «Звездочка» командой педагогов-единомышленников и их коллег-помощников выстраивается сложная система театрализованных мероприятий, которая пронизывает все этапы дошкольной логопсихотерапии (сказкотерапия, занятие-сказка с элементами сеанса эмоционально-стрессовой психотерапии, этап активной логопсихотерапии, поддерживающий этап). Благодаря использованию театрализованных средств происходит мощная мотивация заикающихся дошкольников, их родителей, родственников на активную работу в процессе логопсихокоррекции.

Безусловно, это колоссальный командный труд. Педагог теперь не просто педагог, а актер на сцене, помогающий поверить в чудеса, научиться видеть хорошее и доброе, стать смелее и увереннее, ощутить свои силы и возможности. На первом – сказкотерапевтическом – этапе перед детьми рождаются театрализованные педагогами сказки, рассказы, истории, в которых отражены общечеловеческие ценности, такие как: любовь, доброта, забота, дружба, сопереживание, взаимоподдержка. В каждом занятии по сказкотерапии логопед и воспитатели ставят мини-спектакли по мотивам прочитанных произведений, играют роль проводников в сказочный мир, помогая детям понять сюжет, поступки героев, открыть для себя мир волшебства и чудесных превращений.

На этапе сеанса эмоционально-стрессовой терапии логопсихотерапевт перевоплощается в Фею красивой речи, искренне и с большим трепетом помогает своим подопечным перевоплощаться в сказочных героев: Мальвину, Королевича Елисея, Царевну-Лебедь, «Прекрасного Лебедя», Буратино, Знайку, Ивана-Царевича и пр. Из этого образа дети начинают звучать красивыми голосами. Чтобы занятие-сказка состоялось педагогу нужно быть сценаристом, уметь срежиссировать театрализованную постановку, продумать мизансцены. Вместе с Феей красивой речи свои роли помощников играют педагоги группы поддержки. В наш маленький театр приходят и Отважные капитаны, и Принцессы с Принцами, Королевы сказочных стран, Волшебницы и Волшебники, Золотая рыбка. Каждый педагог, исполняющий свою роль, занимает свое особое место, и как отдельное звено в театральном искусстве, является связующим элементом всего этапа. Каждый педагог (логопсихотерапевт, помощник), как и любой артист, должен иметь в своем опыте умения, помогающие вжиться в роль, подобрав для этого костюм и аксессуары, отрепетировать подходящий тембр голоса, интонацию и манеру поведения, а еще важно свободно держаться, выходя на сцену.

Всё действие происходит в присутствии большого количества знакомых и малознакомых людей. Для ребят это становится первым успешным опытом выступления перед публикой. Всё как в театре – сцена, декорации, зрители, только жизнь своя, собственная … И успех свой, заслуженный. Аудитория, зрители, – это тоже наше театральное единство, ведь в зале сидят родители, которые волнуются, сопереживают, радуются первым победам своих малышей. И как после просмотра спектакля со счастливым концом, они тоже начинают верить, что всё возможно, что всё получится. От успешности этого спектакля – самого первого – во многом будет зависеть результат логопсихотерапии.

         На этапе активной логопсихотерапии театралами становятся все участники реабилитационного процесса: и педагоги, и дети, и их родители. Через отождествление себя с образом сказочного героя наши дети овладевают навыками плавной, красивой речи. Применяемые нами логопсихотерапевтические технологии заимствованы у педагогов по сценической речи, актерскому мастерству (К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко), используем игровые упражнения для работы над дикцией и голосом, интонационной выразительностью. Они успешно адаптированы под наши цели, условия и возможности. Благодаря уникальной дыхательной гимнастике А.Н. Стрельниковой дети под руководством логопеда и воспитателей группы овладевают диафрагмальным типом дыхания. Эту гимнастику использовали знаменитые актеры, практикуют в настоящее время известные артисты, певцы, мастера эстрады.

Каждый новый этап овладения речевыми навыками завершается совместными детско-родительскими мини-экзаменами, которые представляют собой театральные постановки на сцене, где дети и родители демонстрируют свою новую красивую речь. Экзамен в форме веселого спектакля позволяет отслеживать постепенные качественные изменения и в речи, и в поведении детей и родителей. На этапе подготовки педагоги и родители вновь становятся сценаристами и режиссерами, художниками и музыкантами. По окончании совместного экзамена-праздника каждый получает свою долю аплодисментов в подтверждение успеха. Каждый раз мы получаем от родителей эмоциональный отклик о происшедшем: об успехах ребенка, о его и своих эмоциональных состояниях, об удовлетворенности со-участием и со-творчеством. Обычно этот отклик положительный.

В течение всего учебного года нами успешно поддерживается и закрепляется работа над приобретением навыков публичного выступления. Любой праздник, связанный с календарно-тематическим планом детского сада и группы, для нас как ступень на пути развития и роста личности. За весь год ребята и взрослые успевают перевоплотиться в Снегурочек со Снеговиками и отправиться на Север в поисках Дедушки Мороза; преобразиться в Спящую Красавицу и Золушку, веселого Буратино и Прекрасного Лебедя, Ивана-Царевича. Вместе с этими героями дети и взрослые учатся верить в свои самые сокровенные желания, обретают понимание того, насколько мы все разные в этом мире, как важно быть смелыми и терпеливыми, умными и добрыми и обязательно талантливыми.

А дальше – больше …

Наши выпускники в настоящее время не только успешно овладевают навыками красивой речи, но и становятся настоящими артистами. Они играют в школьных спектаклях, приходят в театральные студии, творят в драматических кружках и молодежных театрах.

Мы верим в то, что наш маленький театр – это чудо, это сказка, театр, который навсегда меняет нас и дарит веру в светлое будущее, помогает обрести желаемые результаты!

 

 

news news news news news news news news news
news
news
news
news
news
news
news
news
news
logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo