Специалисты

Сотрудничество с семьями, воспитывающими детей с заиканием

16

января

2020

А.С. Полякова, учитель-логопед
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Здоровый ребенок», г. Таганрог, aspolykova87@mail.ru

 

Е.В. Прокопец, воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Здоровый ребенок», г. Таганрог, samohvalova_69@mail.ru


        

Аннотация. В статье представлены приоритетные направления в сотрудничестве с родителями заикающихся дошкольников, опирающиеся на принципы работы по системе семейной логопсихотерапии. Описаны формы взаимодействия детей и взрослых – родителей и педагогов.

 

Annotation. In the article are represented the priority directions in the collaboration with the parents of the stuttering themselves preschoolers, which are rested on the operating principles along the system of family logopsyсhotherapy. The forms of the cooperation of children and adult parents – and teachers are described.

 

Ключевые слова: заикание, дошкольники, система семейной групповой логопсихотерапии, семья, детско-родительские отношения, дети с ограниченными возможностями здоровья.

 

The keywords: stuttering, preschoolers, the system of family group logopsychoterapy, family, children's-parental relations, children with the limited possibilities of health.

 

Семья в жизни каждого человека является первой ступенью становления личности и ее социализации. Родные и близкие люди занимают главенствующую роль в приобретении ребенком навыков общения, а также закладывании нравственного облика и самоопределении. Именно в семье формируется характер, и закрепляются правила поведения в обществе.

 
Естественным является тот факт, что в основе любых детско-родительских отношений лежит любовь. Родительская любовь – это особая любовь, которая должна быть терпелива и мудра. Недостаточно только родить ребенка, нужно суметь открыть ему пути к внутренней свободе, совести, ко всему тому, что составляет источник истинного счастья.

 
Родительская любовь должна строиться на уважении личности ребенка, на понимании, а также желание оценить  и понять мир его глазами. Все это становиться крайне трудным, когда семья сталкивается с воспитанием ребенка с ограниченными возможностями жизни.

 
Нередко такие семьи вместо всеобъемлющей любви к ребенку сталкиваются со страхом перед неизвестностью. Происходит противоречие, недопонимание между группой родных людей, что ведет к формированию дисгармоничной личности ребенка. В такой ситуации основной задачей педагогов и специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями, является тесное сотрудничество с семьями воспитанников.

 
На базе МБДОУ д/с «Здоровый ребенок» более 15 лет ведет свою работу группа для заикающихся дошкольников, основывающаяся на системе семейной групповой логопсихотерапии Н.Л. Карповой. Говоря о заикающихся детях нельзя не отметить подвижность их нервной системы, склонность к неврозам, эмоционально-волевую нестабильность. Поэтому они составляют особую категорию детей, требующую определенного личностно-ориентированного подхода, который невозможен без активного участия родителей в жизни ребенка [3].Поэтому система семейной логопсихотерапии предполагает неразрывность детско-родительских отношений в процессе развития личности заикающегося дошкольника. Педагогами предлагаются свои приоритетные направления в сотрудничестве с родителями:

 
1. Организация логопсиходиагностики детей с участием родителей и социально-психологическое изучение семьи с целью выявления общей атмосферы в семье и особенностей детско-родительских отношений.

 
2. Создание «портрета неповторимости» каждой семьи и на его основе выстраивания стратегии и тактики последующей работы.

 
3. Организация групповых консультаций и тренингов для родителей заикающегося ребенка.

 
4. Проведение открытых занятий совместно с детьми и родителями для систематического отслеживания родителями позитивных изменений в коммуникативно-личностном поведении ребенка и развитии его творческого потенциала.

 
5. Организация совместных праздников, где роли исполняют все дети и большинство родителей [1].

 
Педагогами группы предложены различные формы взаимодействия детей и взрослых. В результате в группе и семье создаются оптимальные условия для развития коммуникативно-речевых умений и воспитания полноценной личности заикающегося ребенка [2]. Эта работа включает в себя различные традиционные виды деятельности: родительские собрания, групповые беседы, индивидуальные и групповые логопедические и психологические консультации.

 
Логопедом, психологом, воспитателями ежемесячно проводятся психотерапевтические беседы на различные темы («Заикание», «Наше отношение к ребенку и его нарушению», «Общение детей и родителей», «Детские страхи» и пр.). Регулярно проводятся занятия по обучению родителей правилам речи, дыхательной гимнастике А. Стрельниковой, пальчиковой и артикуляционной гимнастикам. Знакомим с логопедическими и педагогическими технологиями развития речи детей и преодолению запинок. Осознав собственную роль в преодолении заикания у ребенка, родители охотно учатся исправлять замеченные недостатки в его речи, подключают к этому всех своих близких.

 
Мы советуем родителям не давить на ребенка, не стыдиться его речи, а воспринимать его как личность, гордиться каждым его достижением, каждым маленьким успехом.

 
Исходя из результатов пятнадцатилетнего опыты работы с родителями в процессе пребывания детей в группе семейной логопсихотерапии, можно говорить о ее достаточной эффективности. Наша ориентированность на сотрудничество с семьей в процессе развития личности способствует тому, что сложная психоречевая проблема заикания успешно преодолевается за счет общих усилий. Более 70% детей уходят из группы в школу, умея полноценно общаться не только с родителями и сверстниками, но и в условиях публичных выступлений – перед большой, даже мало знакомой аудиторией.

 
Впоследствии мы отслеживаем судьбу наших выпускников, они и сами часто приходят в группу поделиться своими достижениями – учебными и творческими. Многие выпускники группы становятся артистами детских творческих студий, певцами, музыкантами, занимаются художественно-изобразительной деятельностью. В этом для нас главный итог работы – не только устранить речевое нарушение, но и дать полноту общения, жизни и творчества. Наши успехи во многом зависят от поддержки родителей, понимания и принятия ими нашего социально-педагогического опыта и используемой нами системы.

 
Библиографический список

 
1.      Глухова Н.В. Семейная групповая логопсихотерапия для заикающихся дошкольников в условиях детского сада. Программа. Таганрог, 2005.
2.      Карпова Н.Л. Основы личностно-направленной логопсихотерапии. Учебное пособие. М.: Флинта, 2003.
3.      Карпова Н.Л. Исследования и метод групповой логопсихотерапии Ю.Б. Некрасовой // Семейная групповая логопсихотерапия: исследование заикания / Под ред. Н.Л. Карповой. СПб.: Нестор-История. 2011.

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo