Специалисты

Реализация программ психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в группах компенсирующей направленности

16

января

2020

А.Ю. Кругликова, канд. психол. наук, педагог-психолог,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Здоровый ребенок», г. Таганрог, annkru@mail.ru

 

Ю.В. Крымова, воспитатель группы компенсирующей направленности,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Здоровый ребенок», г. Таганрог, nautika@bk.ru

  

Аннотация. В статье раскрыты подходы к разработке программ психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих группы компенсирующей направленности. Предложен алгоритм составления программы, обеспечивающий ее эффективную реализацию.

         

Annotation: In the article the approaches to the development of the programs of the psychological and pedagogical tracking of children with the limited possibilities of health, who attend the groups of the compensating directivity, are opened. Is proposed the algorithm of compiling program, which ensures its effective realization.

        

Ключевые слова: программа, психолого-педагогическое сопровождение, дети с ограниченными возможностями здоровья.

         

The keywords: program, psychological and pedagogical tracking, children with the limited possibilities of health.

  

Одно из условий эффективности профессиональной деятельности педагога-психолога – реализация программ психолого-педагогического сопровождения. Особенно это актуально в группах компенсирующей направленности дошкольных образовательных учреждений. Наш опыт связан с разработкой и реализацией программ психолого-педагогического сопровождения детей с различными нарушениями речи: общее недоразвитие речи разного уровня речевого развития, а также заикание.

  

Следует отметить, что в настоящее время практическая психология образования не обеспечена едиными утвержденными и рекомендованными к использованию примерными программами, на основе которых можно было бы создавать программы психолого-педагогического сопровождения для конкретной образовательной организации. В результате педагог-психолог обычно разрабатывает их самостоятельно без опоры на эталонные образцы на основе собственного или чужого опыта. Эта ситуация предъявляет повышенные требования к его компетентности в области отбора содержания и оформления программ. В связи с этим составление психологической программы связано с некоторыми затруднениями, возникающими у недостаточно опытных педагогов и специалистов на разных этапах ее разработки и реализации, включая взаимодействие с педагогами групп. Это и определяет актуальность заявленной темы.

 

Анализ трудностей, выявленных у начинающих педагогов-психологов при составлении программ психолого-педагогического сопровождения, позволил обозначить решение определенных моментов.

  1. Определение типа программы. Это важный шаг, он показывает специфику составления и реализации. Коррекционно-развивающая психологическая программа направлена на преодоление и/или компенсацию отклонений в развитии психических функций ребенка. Развивающая направленность психологической программы создает условий для позитивных изменений личности ребенка в рамках нормативного возрастного развития. Психопрофилактические программы позволяют работать над предупреждением возможных вторичных отклонений в развитии и поведении ребенка. Программы диагностического направления требуют соблюдения сложных правил, которые при создании диагностического инструментария касаются его проверки на достоверность, надежность и валидность методик, причем на значительных выборках. Это для практического психолога системы образования не вполне возможно.
    Следует отличать программы психолого-педагогического сопровождения от индивидуальных адаптированных образовательных программ для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, в составлении которых также участвует педагог-психолог.
  2. Определение методических основ. В этом состоит обязательное условие разработки программы, что позволяет исходить из тех или иных теоретических положений. В методологическое обоснование программы входит: определение основных понятий, принципов, направлений; отбор адекватных форм и методов психологической и педагогической работы; мониторинг и интерпретация полученных результатов.
  3. Отбор содержания психологических программ. В основе отбора психолого-педагогических программ, разрабатываемых психологом, решающую роль играет анализ проблемной ситуации, сложившейся в группе компенсирующей направленности. При этом необходим тщательный анализ заключений психолого-медико-педагогической комиссии на каждого из поступивших детей. Анализ проблемной ситуации также предполагает изучение актуального состояния образовательной среды и потребность участников образовательных отношений – воспитателей, родителей детей – в психологической поддержке. Данные изучаются и обобщаются, в результате чего осуществляется потребность в содержании тех или иных программ. Далее необходима постановка цели создаваемой программы и определение ее задач в области психологического сопровождения. В зависимости от них определяется тип психологической программы: коррекционно-развивающая, развивающаяся или психопрофилактическая.
  4. Учет возрастных и психофизиологических особенностей адресата программы (детей, родителей, педагогов). Содержание, формы и методы психологической программы обязательно соотносятся с задачами возрастного и индивидуального развития, причем учитывается как зона актуального, так и зона ближайшего развития. Это осуществимо при тесном взаимодействии и взаимопонимании между воспитателями группы, учителем-логопедом и педагогом-психологом. Общее знание индивидуальности каждого ребенка, а также знание особенностей коллектива детской группы в целом способствует разработке качественной программы и эффективности ее реализации.
  5. Мониторинг результатов. Основной метод мониторинга – это диагностика индивидуальных и групповых результатов, которая в психологических программах любой направленности выполняет две главные функции: 1 – на основании результатов диагностики выявляются потенциальные участники программы, область психологической помощи, пути психологического воздействия, комплектуются группы (для психопрофилактических и развивающих программ диагностический компонент не обязателен; 2 – функция оценки промежуточных и итоговых результатов реализации психологической программы: сравнение начальных и итоговых результатов указывает на эффективность программы; промежуточная диагностика позволяет своевременно корректировать программу. Итоговая диагностика – обязательная составляющая программы, независимо от ее типа.
  6. Структура психологической программы. Структура всегда определяет логику организации психологической работы как системы. При отсутствии нормативно закрепленных правил оформления психологической программы можно опираться на требования к программам коррекционной работы, которые сформулированы ФГОС ДО. В любом случае обязательны структурные элементы: анализ проблемной ситуации, цель и задачи программы, описание адресата программы и ее направленность, тематическое планирование содержания (по этапам), информационное обеспечение, требования к образовательной среде и материально-техническому обеспечению программы, участие в реализации программы педагогов и родителей, предполагаемый результат.
  7. Организация системы взаимодействия.Содержание программы должно предполагать участие не только педагога-психолога, но и учителя-логопеда (других специалистов) и воспитателей группы компенсирующей направленности. Данное участие заключается в закреплении получаемых детьми навыков, в выполнении психолого-педагогических рекомендаций, в трансляции необходимых рекомендаций родителям воспитанников.
  8. Процедура утверждения психологической программы. Разработка и утверждение психологических программ – это компетенции образовательных учреждений. Они утверждаются руководителем, что закрепляется приказом. Иногда возможно согласование психологических программ с компетентными специалистами, оказывающими методическую поддержку деятельности педагогов-психологов. Утверждение авторской программы предполагает экспертизу, рецензирование, апробацию, утверждение.

 

Учитывая указанные моменты, педагог-психолог во взаимодействии с педагогами группы компенсирующей направленности всегда может разработать эффективную программу психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. От этого зависит и ее успешная реализация.

 

Список литературы

  1. Лаврова Г.Н. Психолого-педагогические разработки индивидуальных коррекционно-развивающих программ для детей с проблемами развития в условиях (коррекционного) дошкольного образовательного учреждения. Челябинск, 2003.
  2. Семаго Н.Я. Инклюзивное образование. Выпуск 2. Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. М, «МИРОС», 2010.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. № 1155. Москва. URL: http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-17102013-n-1155 (дата обращения: 12.12.2018).
logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo